Западно-европейское и американское градостроительство второй половины XIX — начала XX в.

Западно-европейское и американское градостроительство Рассматривая западно-европейское и американское градостроительство второй половины XIX — начала XX в. в виде целостного процесса, можно отметить как общие, глубинные черты, порожденные стремительным развитием экономики и техники, так и большое своеобразие в решении конкретных архитектурно-планировочных проблем.

Весьма примечательно, что в градостроительстве Западной Европы указанного периода наблюдался стойкий традиционализм в планировке городских территорий, перешедший по наследству от эпохи классицизма. По-прежнему панацеей от всех бед считалась регулярная планировка улиц и площадей, в которой архитекторы этого времени видели рациональное начало, противопоставленное стихийному росту городов и хаотическому характеру их развития. По существу, все дорогостоящие реконструкции столичных центров во второй половине XIX в. подчинялись именно этой идее. Однако были утеряны наиболее ценные черты предшествующей эпохи, такие, как создание многообразных, но гармонически взаимосвязанных городских и внутриквартальных пространств. Городские пространства перестали быть темой архитектурного творчества и превратились в своеобразные транспортные коридоры и транспортные узлы,   а   также   в   дворы-колодцы.

[ad#centre]

В то же самое время наблюдались значительные перемены в облике городской застройки, возникшие как под влиянием появившихся новых типов зданий (доходных домов, вокзалов, пассажей, банков, зданий акционерных компаний и фирм), так и под влиянием изменения вкусов архитекторов и заказчиков.

После периода различного рода стилистических исканий, вылившихся в конечном итоге в создание архитектурных сооружений с эклектическими фасадами, на рубеже веков появились и более стойкие стилевые концепции. Однако в основном застройка в европейских городах капиталистического периода сложилась в XIX в.

Наиболее характерной особенностью архитектуры европейских городов была ее подчеркнутая «солидность», а иногда и «помпезность»,  сменившая монументальность и строгость зданий эпохи классицизма. Применение дорогостоящих строительных материалов, зеркальных стекол, обилие скульптурных украшений импонировало буржуазным вкусам.

Положительные результаты были достигнуты в области инженерных сооружений и малых форм (мостов, набережных, уличных фонарей, решеток), а также озеленения городов. Именно в этот период в европейских столицах стали появляться многочисленные бульвары, парки, скверы и озелененные набережные. Однако это касалось лишь центральных привилегированных городских районов.

По мере дальнейшего роста промышленных и рабочих окраин с их низким уровнем благоустройства и нищетой были сделаны попытки противодействовать этому процессу путем создания пригородных поселков и городов-садов, не получивших, однако, широкого практического применения несмотря на то, что в эстетическом плане здесь наблюдались значительные достижения.

Усугубление транспортного и .жилищного кризиса в капиталистических городах XX ст. потребовало дальнейшего переосмысления их перепланировки и застройки, начавшегося уже после первой мировой войны.

В отличие от Западной Европы с ее исторически сложившимися городами в США во второй половине XIX — начале XX в. продолжается процесс градообразования. С наибольшей интенсивностью он протекал на осваиваемых западных территориях страны, привлекавших своими богатыми природными ресурсами значительные массы переселенцев. В рассматриваемый период в этом процессе существенную роль играли города, возникавшие вдоль железных дорог.

На востоке страны положение было иным. Здесь развивались города, основанные еще в XVII-XVIII вв., превратившиеся в данный период в крупнейшие капиталистические центры (Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Бостон и др.). К середине XIX в. эти города уже требовали проведения значительных реконструкций.

Одновременно создавалась система пригородов и небольших поселений, примыкавших к городам-гигантам. В США получили также распространение города, построенные какой-либо компанией или фирмой вокруг принадлежавшего ей завода. Кроме того, строились многочисленные пригороды, позволившие привилегированному населению жить по соседству с большими городами, но в условиях близости к природе.

В планировочных решениях городов США указанного периода преобладала широко распространенная в этой стране система прямоугольной разбивки улиц, носившая утилитарный характер. Однако начали появляться, особенно в пригородах и малых городах, и живописные композиции, связанные с принципами ландшафтного сада. Для крупнейших городов были созданы проекты значительных по размерам общественных центров с широкими проспектами, площадями, бульварами, составлявшими в совокупности строго уравновешенные композиции, но в условиях реальной жизни большого капиталистического города они были исполнены не везде и не полностью, за исключением федеральной столицы США — Вашингтона.

Несмотря на природные и исторические различия в развитии градостроительства, в европейских странах и США все же наблюдались многочисленные явления, свидетельствовавшие о взаимных влияниях и общих подходах к решению теоретических и практических задач, связанных с формированием городов и развитием градостроительства эпохи капитализма.