Новости архитектуры

Изменение облика Москвы в 1760- 1812 гг.

Развитие города шло более спокойным, эволюционным путем. В 1760- 1812 гг. изменение облика Москвы происходило за счет возведения новых общественных зданий, строительства купольных храмов и городских усадеб, а также регулирования улиц и благоустройства площадей и набережных. В соответствии с замыслом плана 1775 г. был составлен ряд проектов каменных набережных от Каменного моста до устья Яузы.

К 1790 г. все строения, находившиеся на берегу Москвы-реки вдоль Кремлевских и Китай-городских ворот, были снесены, береговые улицы расширены. М. Ф. Казаков осуществлял эту работу, он же создал проект застройки Москворецкой набережной, где у стены Китай-города тактично разместил длинные рустованные корпуса амбаров, куда должны были помещаться товары, прибывавшие по реке. Саму набережную должны были облицевать диким камнем, организовать съезды и сходы к реке. К 1800 г. была завершена Кремлевская набережная, к 1806 г.- Москворецкая. Вдоль них были посажены деревья и разбит бульвар — первый в Москве, его основание относится к 1791 г., а в 1796 г. начали создавать бульвар в другой части города — между Тверской и Никитской улицами, положив основание будущему Бульварному кольцу.

В те же годы формировалась площадь Охотного ряда. Ее история ярко характеризует процесс высвобождения общественных пространств Москвы. Целых десять лет, в 1781 -1790 гг., здесь происходил снос старых построек, причем каждый раз приходилось испрашивать разрешения императрицы на выселение владельцев и снос их зданий. В результате высвободилась территория протяженностью 420 и шириной 50 саженей. В 1787 г. Казаков закончил в северной части площади строительство здания Благородного собрания (современного Дома Союзов). В середине 1780-х годов были возведены каменные лавки, занявшие южную сторону площади. Наконец, в 1791 г. площадь была официально «открыта».

Рядом в 1786 г. начались работы по созданию Моховой площади (впоследствии Манежной). Здесь также пришлось сносить лавки, высвобождая землю, и строить здания торговых рядов с аркадой по фасаду. На Моховой улице в 1780-1790 гг. были возведены крупные здания: университет и дом Пашкова. Они играли одинаково активную роль в композиции улицы, но решены были по-разному. Казаков раскрыл комплекс университета на улицу. Обширный двор обхватывали флигеля, стоящие по границам участка. За строгой оградой с проездными воротами по бокам вставал величественный главный фасад с торжественным портиком, высоким аттиком, прорезанным круглыми окнами и куполом над ним. Дом Пашкова был поставлен на холме, приподнят над улицей, главный въезд в курдонер организован с противоположной главному фасаду стороны через переулок. Торжественная трехчастная композиция дома Пашкова, состоявшая из боковых флигелей с четырехколонными портиками и главного корпуса, увенчанного балюстрадой и ротондой, продолжила великолепную перспективу Моховой улицы. А если учесть, что между тремя новыми классическими сооружениями стояли превосходные произведения архитектуры XVII в. (церковь Николая Чудотворца, церковь Параскевы Пятницы и др.), то можно себе представить, сколь прекрасная панорама открывалась от Кремля в этом направлении.

На другом конце эспланады, тянувшейся вдоль старинных укреплений, начала складываться Театральная площадь. Освобождение территории ее здесь шло особенно долго, с 1780 по 1806 г. Было образовано огромное пространство от границы Китай-города до Неглинной и Пушечной улиц с одной стороны, до Маросейки — с другой. Границы его были неправильными, и возникала насущная необходимость организации здесь застройки и системы площадей, которая была осуществлена уже после войны 1812 г.