Новости архитектуры

Возникновение ансамблей улиц

Возникновение ансамблей улиц, связанных в своей композиции с несколькими площадями,- характерная черта градостроительства Москвы 1790-1800 гг. В это время особенно торжественный облик приобретает Тверская в значительной степени благодаря работе М. Ф. Казакова. Он возвел здесь ряд богатых домов и усадеб. Строил здесь и В. И. Баженов, а также другие зодчие того времени. В результате возник новый образ Тверской, застроенной преимущественно зданиями, выдержанными в стиле классицизма.

Улица начиналась у площади Охотного ряда, где она имела ширину около 20 м, но вскоре сужалась до 13-14 м. Здания по обеим сторонам ее стояли, отступя друг от друга. Большая часть выходила на красную линию парадными фасадами, некоторые отступали в глубь участка. Угол Охотного ряда отмечала усадьба Долгорукова, выходившая в две стороны — на улицу и на площадь. Далее, также по красной линии, стоял дом Мусиной-Пушкиной, отличавшийся плоскостным решением фасада. За ним, отмечая изгиб улицы, Казаков поставил монументальную ротонду университетского пансиона, основной корпус которого был отодвинут в глубь усадьбы. Напротив расположился дом Голицына, созданный в 1760-х годах, который свободно возвышался над широко раскрытым к магистрали двором и легкой оградой. К нему Казаков пристроил флигель с небольшой ротондой, которая перекликалась с ротондой в усадьбе пансиона.

Еще выше по левой стороне улицы стоял дом Московского Главнокомандующего. Перед ним располагалась площадь, разбитая по проекту Казакова в 1792 г., тогда называвшаяся, как и улица,- Тверской (ныне Советская). Казаков только наметил основные габариты площади, предполагая обстроить ее невысокими зданиями, соединенными легкой оградой, и создать напротив дома Главнокомандующего полукруглую колоннаду. Однако замысел его осуществлен не был. Недалеко от Страстной площади на правой стороне улицы зодчий возвел усадьбу Козицкой — одну из крупнейших на Тверской. Наискось от этого дома, на углу недавно   разбитого   тогда   бульвара, стояли шатровая колокольня и церковь Дмитрия Солунского. Далее, за Страстной площадью, композиция Тверской продолжала строиться на непрерывной перекличке архитектурных доминант, однако застройка уплотнялась, дома становились более компактными и, сближаясь друг с другом, формировали новый для Москвы тип городского пейзажа.

М. Ф. Казаков участвовал также в создании ансамблей Ильинки и одноименной площади, однако в отличие от Тверской здесь возник особый тип парадной жилой усадьбы с лавками, что было характерно для Китай-города, по-прежнему остававшегося торговым районом Москвы. Таков был дом Калинина и Павлова, созданный в 1785-1790 гг. Его фасад длиной ПО м с массивным портиком в центральной части и сплошной аркадой по первому этажу подводил к углу вновь образованной площади, на которую выходило новое здание гостиного двора. Ризалит, обращенный к площади, был закруглен. Прием пространственного объединения площади и улицы посредством округления угла применялся довольно часто в те годы. Его можно встретить, например, на Мясницкой, где В. И. Баженов построил дом Юшкова, или на Маросейке, в домах Румянцева и Разумовского.

Классицистические усадьбы во многом определяли облик застройки Москвы в конце XVIII-начале XIX в. Их близкие стилистические черты и общие композиционные закономерности (уравновешенность, построение на одной или нескольких осях, трехчастное деление), широкое применение ордера и классических деталей вносили элементы единства в образ Москвы. В то же время городская усадьба с ее частями: двором, садом, флигелями, хозяйственными постройками оставалась именно усадьбой, т. е. самостоятельной пространственной ячейкой в городе. Отсюда разнообразие типов ее планировки — с двором впереди или позади дома, свободно стоящим главным корпусом или соединенным с флигелями и т. д.. При этом явно наметилась тенденция к сложению ансамблей улиц, основанных на чередовании различных типов жилых и общественных зданий, но объединенных общей пространственной композицией улиц. Следующий шаг — застройка в основном по фронту улиц — был сделан в Москве уже после Отечественной войны 1812 г.