Западно-европейские города в начале XX века и градостроительные эксперименты английских теоретиков

Западно-европейские города в начале XX века и градостроительные эксперименты английских теоретиковВступление капитализма в монополистическую стадию вызвало большие изменения в экономике, демографии и техническом оснащении городов. Годы, предшествовавшие первой мировой войне, ознаменовались чрезвычайно быстрым развитием производительных сил, на что неоднократно указывал В. И. Ленин в своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма». В течение 13 лет (1900-1913) индекс мирового промышленного производства повысился с 72 до 121, что составило в среднем ежегодный прирост почти на 5 %. Столь высоких темпов развития индустрии не наблюдалось на всем протяжении истории капиталистической формации.

Особенно быстро прогрессировали новые отрасли промышленности и в первую очередь — электротехническая и химическая. В конкуренции с каменным углем сильно повысилась нефтедобыча (как и разработка залежей торфа), а в Германии и Франции началось строительство электрических станций с эксплуатацией водной энергии. Одной из главных причин промышленного развития капиталистических стран в предвоенные годы было расширение рынков сбыта как внутри метрополий, так и в колониях.

[ad#centre]

Технические усовершенствования в свою очередь ускоряли производство. Сильно влияли на рост индустрии и железные дороги. Промежуток времени между 1900 и 1913 г. оказался самым плодотворным в строительстве железных дорог. За этот срок в Западной Европе было построено 344 тыс. км железнодорожных линий, что явилось абсолютно рекордной цифрой. Соединяя районы добычи сырья и топлива с центрами обработки и вывоза готовой продукции, железные дороги способствовали дальнейшему развитию существующих городов, включая и портовые города на речных и океанских торговых путях. В то же .время они являлись прямой причиной возникновения новых промышленных центров, как и освоения отдаленных земель для сельского хозяйства. Развитие производительных сил в новых районах изменило экономическую географию ряда стран. Так, например, в Англии все больший удельный вес стали приобретать промышленные города в районе Лондона и Бирмингема.

Наряду с естественным ходом индустриального развития капиталистического мира в данный период появился еще один фактор — подготовка к всемирной войне за передел территориальных владений и рынков между главными империалистическими державами.

Милитаризация европейской экономики повлекла за собой интенсивный рост военно-промышленных центров. В Германии особенно быстрыми темпами росли города Рурского каменноугольного бассейна, где сосредоточились выплавка стали, тяжелое машиностроение и производство оружия. Среди городов Рура первое место заняла его индустриальная «столица» — Эссен, обязанный своим стремительным развитием все более расширявшимся заводам Круппа. С 1905 по 1910 г. население Эссена увеличилось на 64 тыс. и достигло 295 тыс. чел. За тот же пятилетний период число жителей Дуйсбурга (через который проходили сырье и готовая продукция Рура) выросло со 191 до 229 тыс. чел. Не отставали от них и другие крупные рурские города — Дортмунд, Бохум и Дюссельдорф. В темпах развития городов предвоенная Франция уступала Германии, однако и в этой стране военно-промышленные центры проявили тенденцию интенсивного роста. Накануне войны заметно выросли города Лионского района, находившиеся в орбите влияния оружейных заводов Шнейдера в Ле-Крезо; быстро росла и Тулуза, где сосредоточилось производство взрывчатых веществ. В Англии в тот же период далеко шагнул вперед Бирмингем, как и все судостроительные центры, включая Лондон.

Обращаясь к рассмотрению особенностей роста крупнейших промышленных центров и прежде всего столиц, необходимо указать на возникновение новых тенденций в их демографическом и территориальном развитии. Переписи населения, производившиеся в европейских странах, отмечали замедление роста населения столиц. Однако фактически никакого снижения в росте населения не было, ибо статистические подсчеты проводились в муниципальных границах, тогда как развитие городов происходило за пределами этих границ.

К началу XX в. Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк, как и ряд других городов-гигантов, полностью исчерпали свои земельные ресурсы в городской черте и оказались настолько плотно застроенными, что вопрос о размещении в них новых промышленных предприятий, как и жилой застройки, мог быть решен только за счет окраин или развития поблизости расположенных небольших городов и поселков. А поскольку именно здесь и находились наиболее дешевые земли, промышленность хлынула сюда неудержимым потоком. В сравнительно короткое время города не только распространились вдоль железных дорог, но и оказались в окружении городов-спутников, напоминавших в совокупности планетную систему. С возникновением таких урбанистических скоплений закончилась эпоха монолитного города-гиганта и началась эпоха еще более колоссальных городских организмов, состоящих из экономически связанных    между    собой    городов.