Развитие крупной промышленности во второй половине XIX в. на севере и северо-востоке США

Развитие крупной промышленности во второй половине XIX в. на севере и северо-востоке СШАВо второй половине XIX в. на севере и северо-востоке США шло активное развитие крупной промышленности. Могущественные фирмы, занимавшиеся металлургией, машиностроением, текстильной индустрией, сочли для себя выгодным строить города вместе с новыми заводами. Это было вызвано как необходимостью расширения производства, стремлением сконцентрировать его в одном месте, так и желанием возможно более жестко контролировать жизнь рабочих. Для этого и создавались новые промышленные города небольшого размера, стоявшие отдельно от крупных центров средоточения пролетариата.

В 1880 г. Пуллман, магнат производства железнодорожных вагонов, решил соединить свои заводы в новом комплексе, расположенном в 40 км к югу от Чикаго, у озера Калюмет. На берегу озера должен был находиться порт. Город стоял между ним и станцией Иллинойской железной дороги. Пять пристаней порта соединялись с ней специальными ветками. Железнодорожные ветки пронизывали весь город. Они шли от заводов к порту и главной железнодорожной линии, связывали отдельные заводы и цеха.

[ad#centre]

Жилая часть была зажата между двумя промышленными районами. Более значительный из них, западный, заключал в себе цеха основного вагоностроительного производства. Между ним и жилой зоной проходил бульвар. Там, где он упирался в полотно Иллинойской железной дороги, располагалась площадь со свободно поставленными на ней зданиями театра и отеля. На углу стояла церковь. Недалеко находилась еще одна площадь — торговая. Остальные кварталы были разбиты по обычной в США прямоугольной схеме. Однако в отличие от западных новых городов с их отдельными участками и разнообразными зданиями здесь застройка была строго периметральной. Дома, двух- и трехэтажные, из красного кирпича выстраивались в ровные ряды вдоль улиц. В этом городе, получившем имя своего владельца — Пуллман, все было сделано одномоментно и единообразно по проекту архитекторов С. Бемана и Н. Баррета.

Опыт Пуллмана подхватили другие компании. «Спичечный король» Барбер построил в штате Огайо город Барбертон, фирма «Теннесси Коул» возвела Ферфилд в Алабаме, Ю. С. Стил — город Гарри на берегу озера Мичиган. В 1895 г. к северо-востоку от Питтсбур-га в Пенсильвании компания Аполло Айрон энд Стил поручила архитектурной фирме Олмстеда построить завод и город Вандергрифт. Его функциональное построение было похожим на то, что было сделано в Пуллмане. Завод был связан с железнодорожными и водными путями сообщения. Застройка оставалась периметральной. Вместе с тем в планировочном решении заметно существенное новшество. Город основывался на живописной уличной сети. В его структуру включались парки. Все магистрали превращались в бульвары. Это свидетельствует о зарождении концепции города-сада в американском градостроительстве. Таким должен был стать Вандергрифт по проекту Олмстеда. Однако фирма не приняла полностью решения архитекторов, и оно осуществлено частично.

Развитие капитализма в США во второй половине XIX — начале XX в. вызвало к жизни бурный рост крупных, исторически сложившихся центров торговли и промышленности: Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии, Сан-Франциско. Усиление федеральной государственной власти обусловило значительные изменения в планировке и архитектурном решении Вашингтона.

Вашингтон быстро рос во второй половине XIX в. С 1850 по 1870 г. его население увеличилось почти вдвое и составило 102 тыс. жителей. Потребовались незамедлительные меры по благоустройству и дальнейшему развитию города. Эти работы возглавлял в 1869-1877 гг. правительственный чиновник А. Шеферд. При нем были замощены улицы, устроены бульвары, реконструированы железнодорожные пути, подходившие к столице, модернизированы мосты; велись значительные работы по организации водоснабжения и канализации.

Особенно следует выделить деятельность по благоустройству берегов рек и каналов, проходивших в Вашингтоне, и прилегающих к ним территорий. Был заключен в подземные трубы разрезавший центр города судоходный канал, который в соответствии с замыслом Л’Анфана соединял реки Потомак и Анакосию. Конфигурация берегов Потомака была существенно изменена. Русло его углублено и сужено, вдоль берегов появилась цепочка живописных островов. В самом центре Вашингтона была намыта значительная по площади территория, превращенная впоследствии в парк.