Планировочные схемы города-сада

Планировочные схемы города-садаИдея Говарда о городах-садах имела три основных аспекта: социальный, экономико-географический и градостроительный.  Социальная   сторона его учения не представляла собой ничего принципиально нового по сравнению с утопическими идеями минувшего века. Попытка объединения и «примирения» представителей двух антагонистических классов капиталистического общества на территории города-сада была одной из самых слабых сторон учения Говарда. Что же касается общей схемы географического расположения городов-садов, то она напоминала планетную систему, центром которой являлся крупный город с многочисленным населением.

Вокруг Лондона Говард предполагал основать несколько десятков таких городов, дабы, размещая в них выводимые из Лондона мелкие предприятия промышленного и торгового назначения, можно было существенно снизить численность жителей в самой столице. Однако в оторванности городов-садов от крупного центра заключались свои недостатки, поскольку целый ряд общественных учреждений (включая и высшие школы) становились уже недоступными им. Поэтому Говард предложил группировку населенных пунктов подобного рода в виде федерации из шести городов-садов (по 32 тыс. жителей в каждом), окружающих местный культурный и общественный центр с населением 58 тыс. жителей. Тем самым население каждой федерации повышалось до 250 тыс., и города-сады, сохраняя преимущества сельской природы, выигрывали в культурно-просветительном обслуживании и вместе с тем приобретали гораздо большую притягательную силу. Такой была экономико-географическая сторона учения Говарда.

[ad#centre]

Планировочная схема отдельно взятого города-сада мыслилась Говардом в виде круглообразной городской территории, которую окружали не подлежащие застройке сельскохозяйственные угодья, находящиеся под контролем города-сада. Пояс сельскохозяйственных земель подлежал озеленению в интересах города, но на свободных территориях разрешалось селиться фермерам, число которых также лимитировалось (2-2,5 тыс. жителей); соотношение же между городской и сельской территориями устанавливалось в размерах 1:2.

Исходя из строго ограниченной цифры городского населения и низкой плотности застройки домами коттеджного типа (один-два этажа), Говард определил территориальные размеры города-сада, которые не превышали 2 км в диаметре. При таком положении становился доступным для пешеходов весь внешний зеленый пояс, куда могли совершать ежедневные прогулки и дети, и старики. Помимо внешнего лесопаркового пояса самый город обильно насыщался зеленью: центральный сквер, окруженный общественными зданиями, далее кольцо широкого бульвара со спортивными площадками и школами и, наконец, индивидуальные палисадники, огороды и аллеи вдоль радиальных улиц — все это превращало задуманные Говардом города-сады в цветущие рощи, в которых человеку представлялись бы все блага искусно культивированной природы. Близость расположенных у периферии города-сада безвредных производственных предприятий  (например, швейных и картонных фабрик, мебельных мастерских и т. д.) давала свои удобства, тогда как железная дорога связывала город-сад с другими населенными пунктами и с центральным городом, осуществлявшим верховное руководство в федерации. Такой была система расселения Говарда в ее обобщенном теоретическом выражении.

В 1898 г. вышла в свет книга Говарда «Завтра». В ней, как и во втором издании 1903 г., носившем название «Города-сады будущего», автор изложил свои теоретические положения по децентрализации населения в масштабе целых стран, а также и по устройству городов-садов.

В 1903 г. основанная Говардом Компания по строительству городов-садов приобрела в 55 км к северу от Лондона 1545 га земли для строительства первого экспериментального города-сада. По имени деревеньки, находящейся на этом месте, город получил название Лечуорта.

Генеральный план Лечуорта был составлен Б. Паркером и Р. Энвином в 1904 г. В целом он не разошелся с теоретической схемой Говарда. Как и в отвлеченной схеме Говарда, центром города стал партерный сквер, обрамленный деревьями по границам. От сквера во всех направлениях было проложено 12 радиальных улиц. Одна из них (Бродвей) получила значительную ширину (30 м) и превратилась в главную магистраль города-сада, удобно соединившую вылетное шоссе на Хитчин с вокзалом Лондон-Кембриджской железной дороги. Вокруг центрального района Лечуорта, как и в идеальной говардовской схеме, была проложена кольцевая магистраль, внутри которой оказались разнообразные общественные и торговые здания, а именно: зал для собраний, театр, музей, библиотека, лекторий и целый ряд удобно расположенных магазинов. Промышленные предприятия также образовали свое кольцо на внешних границах города, однако с таким расчетом, чтобы полностью не отрезать жилые районы от загородных лугов и рощ. Особенно удачной получилась у авторов проекта планировка и застройка больших жилых комплексов. В этом отношении решающую роль сыграло планировочное мастерство Р. Энвина, которому принадлежат установление плотности застройки города-сада (12 домов на 1 акр) и целый ряд артистически исполненных группировок жилых домов по сторонам проездов и лужаек.