Русское градостроительное искусство первой половины XVIII века

Градостроительное искусство первой половины XVIII векаПроисходившие крупные изменения государственного устройства — реформа административного управления, финансовой системы, реорганизация армии, создание флота, а также активность внешней политики внесли перемены в градостроительное искусство.

Можно выделить две особенности русского градостроительства 1690 — 1730-х годов. Во-первых, существенную роль стратегического фактора, связанную с новой политикой и реформой армии и флота. Во-вторых, изменения структуры и облика гражданской части поселений, определявшиеся переменами во внутригосударственном устройстве. Эти особенности способствовали зарождению нового регулярного градостроительства. Проследим, как формировались его черты.

Еще во второй половине XVII в. появились в русских городах фрагменты линейной планировки с прямыми и параллельными улицами, на которых дома ставились не в глубине участка, как раньше, но выходили на красную линию. При размещении в Москве солдатских полков нового строя, сформированных в начале правления Петра I, для них разбивались кварталы, где здания формировали геометрически правильный рисунок улиц. Таким образом, мероприятия по регламентации городской застройки, впоследствии достигшие особенного развития в Петербурге, зародились и применялись на рубеже XVIII в. в Москве.

[ad#centre]

Освоение важных для государства регионов с помощью создания ряда крепостей и при них целой системы поселений — давняя традиция в истории России. В самом конце XVII — начале XVIII в. оно проходило особенно интенсивно. В ходе борьбы за выход к Черному морю в южной части страны были основаны укрепленные поселения нескольких типов. Один из них — город-крепость, где все постройки находились внутри стен. Примером может служить Таганрог, строительство которого было связано с необходимостью организации глубоководного порта для создававшегося флота. Город был окружен полуциркульной по начертанию системой редутов и бастионов, в основании которой находилась гавань, укрепленная несколькими молами. Три улицы лучами сходились к воротам крепости. На оси центрального луча находились прямоугольная площадь.

Другой тип — город с укрепленной центральной частью, где располагались гарнизон, администрация, а в ряде случаев — промышленные предприятия, и большими жилыми предместьями (форштадтами, как в то время они именовались). Последние могли быть укреплены слабо или совсем не иметь защитных сооружений. Такая система была применена в Азове, построенном на левом берегу Дона. Ядро города окружалось тремя линиями бастионов сложного начертания. Пространство, находящееся за ними, разделялось на прямоугольные кварталы. Жилая часть с прямыми улицами превосходила по размерам укрепленную. Особенно интересны Новопавловск, стоявший у впадения реки Осеред в Дон, и Тавров на реке Воронеж. В Новопавловске было основано Адмиралтейство, где должен был строиться гребной флот. Крепость располагалась традиционно — на мысу, образованном слиянием двух рек. Обширное предместье разделялось на одинаковые кварталы. Четко выявлялись главные параллельные улицы, шедшие от границы форштадта к крепости. В планировочном отношении ядро города и его предместье были выдержаны в регулярных схемах, но еще не были увязаны между собой и разделялись значительным незастроенным пространством, причем общие очертания форштадта следовали сложному рельефу местности. В Таврове предместье имело форму трапеции. Оно уже явно тяготело к укрепленной верфи. Намечалась планировочная общность этих элементов, которая получила законченное выражение в Петербурге.

Осуществление стратегических мероприятий было связано не только со строительством упомянутых крепостей. В осваиваемые районы переселялось сельское население, создавались деревни. Так, в 1699 г. в Азовский край было приказано переселить 2550 крестьянских дворов с Верхней Волги. Следует упомянуть также и о совершенствовании старых крепостей, возведении бастионов в Пскове, Новгороде, Москве.

На рубеже XVII — XVIII вв. возник тип города-крепости, окруженной системой развитых бастионов, разрабатывалось также сочетание укрепленного города с регулярным предместьем. Предполагалось, что в центре его может быть укрепленное промышленное предприятие. Возникают идеи регламентации жилой застройки, создания регулярных гражданских кварталов с домами, поставленными по красной линии улиц. Однако все эти мероприятия еще были единичными.

16 (27) мая 1703 г. был основан Санкт-Петербург, где все эти начинания проводились совместно, хотя и не всегда последовательно. Сложная, не лишенная противоречий история города 1703-1730-х годов показывает развитие русской градостроительной мысли этого времени.

Местность, где начал строиться Петербург, была болотистой — плоская приморская равнина, поросшая лесом, к тому же подверженная наводнениям. Потребовались многие и длительные усилия, чтобы осушить почву и сделать ее пригодной для строительства. Но город был основан именно здесь, и это было предрешено рядом причин. Нева связывала посредством давнего водного пути через Ладогу и Волхов прибалтийский край с Центральной Россией.

Ее разветвленная дельта с многочисленными островами обладала всеми необходимыми условиями для создания мощной морской крепости. Существенными, конечно, были экономические соображения. Россия получала порт, пригодный для широкого развития торговли. Правительственное сообщение об основании Петербурга подчеркивало, что Петр I повелел «… город и крепость строить, чтоб впредь все товары, которые к Риге, к Нарве и к Шанцу приходили, там о пристанище имели, также бы персицкие и китайские товары туда же приходили». Новое поселение было задумано как крупный торговый узел, связующее звено торговли Востока и Запада. Вскоре возникла мысль о переносе сюда центра государственной власти. Уже в 1704 г. Петр I в своих письмах называет Петербург столицей, а в 1712 г. город официально получил этот статус.