Перепланировка русских городов в первой трети XIX в.

Перепланировка русских городов в первой трети XIX в.Первая половина XIX ст.- важный период в русской истории. Он отмечен драматическими событиями: Отечественной войны 1812 г., восстанием декабристов 1825 г., многочисленными волнениями крестьян, направленными против крепостного права. В этот период феодально-крепостническая система хозяйства находилась в стадии разложения. Помещичье сельское хозяйство оказывалось непродуктивным. Стало расти недворянское землевладение.

Повышалась экономическая сила купечества. Этому способствовало увеличение числа промышленных предприятий, применение вольнонаемного труда, использование машин. Росло население городов. К 1851 г. оно увеличилось по сравнению с серединой XVIII в. вдвое. Углублялась хозяйственная специализация отдельных районов и поселений. Обозначились с большей, чем раньше, отчетливостью центральный промышленный район, центральный черноземный, юго-восточный и др. Все это влияло на изменение экономического положения русского города.

Русское градостроительное искусство первой половины XIX в. основывалось на тех достижениях, к которым оно пришло в течение XVIII ст. За это время в ходе переустройства древнерусских городов сложилась устойчивая традиция создания регулярных поселений. Практически повсеместно наряду со средневековым наследием появились элементы новой градостроительной культуры. В своей работе зодчие первой половины XIX в. могли опереться на регулярные планировочные решения предшествующей эпохи. В то же время перед ними встали новые задачи, требовавшие своеобразных, а подчас и новаторских предложений. Градостроительная деятельность в первой половине XIX в. характеризовалась двумя Явлениями.

[ad#centre]

С одной стороны, в связи со стремлением к созданию строго регламентированной системы градостроительных приемов продолжали развиваться планировочные идеи мастеров XVIII в., и это приводило к дальнейшему усилению единообразия в структуре и облике городов, что сказывалось в планировочных мероприятиях и в разработке целого ряда серий образцовых проектов, предназначенных «для устроения селений». С другой стороны, ясно обозначалась тяга к созданию монументальных архитектурных ансамблей, вносивших разнообразие в стереотипную среду регулярных городов. Ансамбли позднего классицизма содействовали возникновению образного характера городов, их ярких, запоминающихся центров. Именно в этом направлении работали лучшие архитекторы первой половины XIX в.: Захаров, Воронихин, Стасов, Росси, Бове, Жилярди, Григорьев и ряд мастеров, работавших в провинции.

Особое развитие в первой половине XIX в. получило «образцовое» проектирование. В то же время оно решительно изменило свой характер. В конце XVIII в. применялось только восемь разновидностей «образцовых проектов» жилых зданий. В течение следующих 50 лет они создавались в значительно большем числе — десятками и сотнями, они выпускались целыми «собраниями», причем как для жилых, так и для разнообразных «казенных» построек. В 1809 г. 100 проектов жилых домов были созданы архитекторами А. Захаровым, В. Гесте и Л. Руска, в 1812 г. еще 125 образцовых проектов разработал В. Стасов. Тогда же были определены типовые фасады ворот, заборов и т. д. Вскоре были изданы серии образцовых фасадов почтовых станций (1819) и церквей (1824), тюремных зданий и присутственных мест (1828). С помощью этих проектов стремились к тому, чтобы были выдержаны во всех городах в единых правилах высота и ширина домов, их пропорции, разрывы в застройке. Определялась колористика города, так как покраска всех сооружений также подвергалась «упорядочению»: «…дозволяется красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светлосерым, бледно-розовым…», «запрещается пестрить дома краскою…». Это было закреплено первым строительным уставом 1809 г. Таким образом, устанавливался единый стилистический и композиционный строй всех сооружений, возводившихся в городах, они все должны были создаваться в традициях классицизма, с использованием ордерного декора. Это, по мнению мастеров того времени, могло придать законченность облику поселений. Такие зодчие, как Захаров или Стасов, Гесте или Руска, безусловно стремились именно к этому. Стилистическое единство огромного числа «образцовых» вариантов, отвечающих конкретным условиям и потребностям различных групп населения, не порождая монотонности, придавало целостность облику городов.

Типизации подвергались не только отдельные здания, но и целые градостроительные образования. В 1811 г. был опубликован альбом «Разделение городских кварталов на участки», разработанный архит. В Гесте. Он создал 19 вариантов кварталов в виде различных геометрических фигур: квадратов, трапеций, ромбов, параллелограммов, кругов и их сегментов, пяти-и шестиугольников и показал, как их расчленить, чтобы дома разместились равномерно при разных типах пересечений улиц. На генеральных планах городов второй половины XVIII в. почти нигде не показывалось разделение кварталов на участки, лишь подразумевалось применение образцовых фасадов в домах. Таким образом Гесте разработал методы детализации генеральных планов городов, что привело к возникновению логически законченной системы регулярного градостроительства.

Гесте предложил и семь разновидностей площадей. Они также имели строго геометрические формы. Эти чертежи кварталов и площадей представляли собой сборник образцовых проектов, рекомендованных к осуществлению. Теоретически они должны были широко распространиться. Однако в действительности они были применены лишь в Уфе, Александровске, Шадринске, Петровске, Томске, Бахмуте и в некоторых других городах. Отдельные типовые проекты жилых домов и казенных зданий применялись значительно чаще, практически везде.