Особенности архитектуры XVI века

На то, что происходит в Риме окажут влияния идеи вечного города. Античная память будет очень важна. Античная память определит масштаб построек. Римская архитектура будет иметь под собой основу в виде идей Альберти (много работал в Риме, его идеи будут реализовавыться в течение всего Возрождения). От Альберти взяли в архитектуру Высокого Возрождения: новое понимание плана, объемно – пространственных композиций, стена как основы, предпочтение дорическиго и тосканского ордеров, предпочтение сводчяатых перекрытий.
Миланская архитектура давала ощущение работы художника при абсолютийском дворе. Архитектура, которая обслуживает двор.

Наиболее популярные типы сооружений: центрально – купольные постройки (Темпьетто, св. Петр), базилика с купольным заверщением над средокрестием, архитектура городского дворца (реформа Браманте), возникает и офорсмляется загородная резиденция, вилла. Именно сейчас возникает любовь к ансамблевому решению. Желание втянуть архитектуру во все пространство города. Начинают прокладывать новые улицы, менять облик старых городой.

Трактаты Серлио, Палладио (4 книги об архитектуре), Виньолы – имели сильное и последовательное влияние на архитектуру 16 века.

• Браманте (1444 – 1514 гг.)
• Ранний период – до 1499 г. – до приезда в Рим.
• Поздний период – 1499 – 1514 гг. – после приезда в Рим.

1499 г. – приезд Браманте в Рим = начало архитектуры позднего Возрождения. К этому времени ему уже 55 лет, несмотря на возраст он совершает кардинальный переворот. Переворот связан с двумя причинами: только Рим мог дать Браманте такой толчок (античные памятники, замечательные заказчики, отсутствие собственно римской традиции искусства Возрождения), он полтора года изучал античную архитектуру, ездил по Риму (у него не было работы). Браманте – создатель нового художественного языка. В Риме Браманте выступает как создатель. Вместе с тем он суммирует все то, что было в 15 веке и переносит это в 16 век. Он опирается на традицию Альберти. Вазари пишет про Браманте, что он открыл архитектуру 16 века.

Двор церкви Санта Мария делла Пачи – 1499 – 1504 гг. Первая работа, которую он получает в Риме. Церковь была построена при Сиксте 4 в честь победы над турками. Пьетро де Картоне позднее приставит к этой церкви барочный портик. Работа над созданием двора началась в 1499 году, закончен двор был в 1504 году. Он понимает размер своей постройки, поэтому делает деликатную ордерную декорацию. Он мыслит как архитектор конкретный, который должен сделать именно этот заказ. Есть дефект – во втором ярусе промежуточные колонны опираются как бы на замковый камень. Композицию замыкают г-образные столбы. Вазари критикует этот двор: «И хотя полной красоты в нем не было, но этот двор принесет автору величайщую известность».

Темпьетто – 1500 – 1510 гг. Заказ на Темпьетто был в 1500 году. Даты окончания две, скорее всего до 1510. Главная постройка Браманте. В течение всего 15 века искали место, где распяли апостола Петра. Для этого искали опознавательные знаки. Было известно, что его распяли между колонной императора Нерона и Ватиканом. Оказалось, что апостола Петра распяли на вершине одного из римских холмов – Джаникуло. Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская дали денег на строительство здесь монастыря. Браманте получает заказ на строительство Темпьетто. Здесь – идеальная архитектурная типологическая форма, которая важна для такого рода построек. И для Серлио, и для Палладио Темпьетто – это есть античный храм. Возникает классичность общего решения. Прямоугольный двор масштабно не соотносится с Темпьетто. Двор изначально должен был быть круглым со свободно стоящими колоннами по периметру. В центре круглого двора, как продолжение колоннад, стоял сам храм. Возникает ряд нюансов и допущений, которые важны для понимания программы. Эта постройка сооружена на мести гибели Петра, значит, это мартириум. Это обычно октагональные постройки, Браманте это учитывает, делает круглую постройку, но отказывается от октагона. За образец берется античный толос, который по периметру опоясан колоннами. Его центрическая композиция имела осевую ориентацию и фасадное оформление. Храм должен стоять в центре площади и выглядеть центрическим. Рафаэль пишет «Обручение Марии», на заднем плане – образ идеального храма, круглого, центрического, возвышающегося над площадью. Храм Весты в Тиволи – нужно обратить внимание на осевую композицию и фасадную ориентацию, ордер здесь коринфсикй. Другая постройка стояла на Бычьем форуме – храм Весты. Театр Маритимо на вилле Адриана в Тиволи – Браманте ездил его раскапывать. Нынешний вид Темпьетто не отвечает изначальным замыслам Браманте. Витрувий довольно подробно разбирает, какие храмы нужно строить и какие ордерные решения нужно использовать. Браманте берет храм Весты (его типологию, структуру), но поскольку это уже не женский храм, он меняет ордерную систему. Мартириум становится чем-то типа храма Геркулеса. Именно сейчас Геркулес начинает трактоваться в первую очередь как пример моральной силы духа. Получается, что мы ставим храм в честь христианского святого, но используем архитектурный и героический язык языческой античности. Общее решение классично. Это храм, который имеет вход, а значит, имеет одну точку зрения, фасадную ориентацию, осевую композицию. Стена расчленена нишами и украшена ордерной декорацией. Рисунок ниш неодинаковый. Усиливается восприятие храма, которое характерно для классической архитектуры. Как некоего пластического тела. Архитектурная организация придает единую систему. Получается сквозная архитектура, вся пронизанная идеей ордера (как храм Весты на форуме Романуме). Ниши с разными рисунками и большой купол – отсылка к Пантеону. Храмовое здание есть интерьер, перекрытый куполом. Мы видим здесь классическое понимание соотношение несущих и несомых частей. Балюстрада – сквозная архитектурная форма, делает более легким переход от одного объема к другому.

Внутреннее пространство свободное, легко обозримое, хорошо освященное. Ордерная декорация на фасаде повторяется и внутри. С противоположной стороны от входа располагается спуск в крипту. Центр пола в крипте выложен мозаикой.

Двор Бельведер – начат в 1504 году. Это огромный грандиозный градостроительный ансамбль, который преследовал несколько целей. В 90-е гг. 15 века на холме была построена вилла для папы Иннокентия 8, одна из целей – польза здоровья. Тогда там была сельская местность. Весь этот квартал называется Борго – укрепленный квартал для пап. Браманте должен был соединить виллу Бельведер и Ватиканский дворец в огромный ансамбль. В это время уже предполагалось перестроить базилику святого Петра. Цель, ради которой строился двор Бельведер, носила светский характер. Эта постройка имела театрализованные акценты. Браманте начинает строить этот двор. Учитывались следующие моменты: к этому времени были построены апартаменты Борджа (часть ватиканского дворца) и башня Борджо и Сикстинская капелла (нижняя часть стен уже была расписана). Двор Бельведер состоит из трех дворов – нижний двор (примыкает к Ватиканскому двору), нижний двор был с трех сторон окружен трехъярусными лоджиями, затем – лестница, башня и воторой двор, который и выполнял функцию театральной сцены. Третий двор не был завершен при Браманте. Браманте предполагал завершить этот двор сложной нишей. Получалась очень динамичная композиция, которая завершалась экседрой с выступающими вперед театральными ступенями. Кроме этого, Браманте здесь сделал еще один маленький двор (двор статуй). В углу двора статуй была построена винтовая лестница. Масштаб ансамбля, сложность композиции. Источники: идея отгороженного замкнутого градостроительного ансамбля сама по себе античная, вилла Фортуны в Пренесте. Вилла Бельведер – традиционное замкообразное строение, но при этом есть типология римской виллы – двубашенность. Между первым и вторым двором потом была построена папская библиотека, замкнувшая перспективу. Стены – лоджия нижнего яруса открыта, второго закрыта, третий ярус имел плоское завершение (два нижних – арочные).

Собор Св. Петра. Идея того, что старую базилику святого Петра нужно переделать, носилась еще при Николае 5. При Юлие втором ситуация меняется. Побеждает идея центрического храма. Браманте предлагает свое понимание перестроенного собора святого Петра. Он предлагает некое центрическое решение – «купол Пантеона, поставленного на базилику Максенция и Константина». Замысел Браманта с одной стороны действителтьно был очень последовательным и логичным. Это план греческого креста, вписанного в квадрат. Замысел Браманте более легкий, изящный. Микеланджело пойдет несколько по другому пути. Микеланджело продолжит центрический план Браманте, но после него из собора сделают базилику.

Санта Мария дель Попполо, построена в самом конце 15 века. Ее хор (начато в 1508 г.) будет делать Браманте. Он опять обращается к римской традиции цилиндр свода с кессонами, выделение ниши с помощью конхи. Идеи Браманте опираются не только на его личный опыт, но и на живопись (похоже на Пьеро дела Франческо). Работа над хором началась в 1508 году.

Палаццо Каприни/дом Рафаэля – с 1509 г. (недалеко от собора святого Петра). Первые изменения, которые вносит Браманте — трехчастная структура дворца была заменена на двухчастную. Такая традиция характерна для Севера Италии (Браманте работал в Милане). Не три яруса, а два яруса. Язык мощного и масштабного Возрождения. Оформление нижнего яруса – используется античный опыт. Нижний ярус напоминает таверны. Творчески используется рисунок окон – чередование круглых и квадратных окон, более тяжелая форма квадрата замыкает композицию. Нижний ярус не только мощный, рустованный, тектоничный, но он еще чуть-чуть выступает. Во втором ярусе были идеи Альберти (в палаццо Ручеллаи оконные проемы оформляются плоскими пилястрами). Здесь используется большой ордер, тосканский ордер и сдвоенные колонны. На нижнее мощное основание накладывается чуть отступающая более легкая структура второго этажа. Браманте делает не чередование фронтонов, а единый треугольный рисунок. В нижней части окон – балюстрады, они отступают от окон – иллюзия увеличение размера окна. В верхней зоне идет триглифно-метопный фриз. Он учитывает вертикальные составляющие, в том числе замыкание объема в статичную структуру. На угол попадают колонны. Палладио потом будет использовать этот прием.