Застройка Владивостока

Застройка ВладивостокаМестность, на которой расположился Владивосток, была чрезвычайно живописна. Омываемая с запада Амурским заливом, с юга она ограничивалась заливом Золотой Рог, названным, по-видимому, по аналогии с Константинополем. Внешнее подобие с пейзажем византийской столицы заключалось и в рельефе, состоявшем из четырех крупных и нескольких менее ярко выраженных холмов (сопок).

Здесь и был заложен в 1860 г. пограничный порт Владивосток, получивший позднее статус города. К началу XX в. город начал быстро расти к северу, в сторону железной дороги и образовавшихся здесь промышленных предприятий. Тупиковый вокзал Владивостока был построен на берегу бухты Золотой Рог, в связи с чем подъездные железнодорожные пути прошли вдоль западных границ города по берегу Амурского залива.

[ad#centre]

Центр города формировался вдоль побережья Золотого Рога, вдоль которого проходила протяженная Светланская улица. На плане (1914) видно, что город состоял из нескольких планировочных образований, из которых наиболее ранним был западный (квадратный в плане) район, спланированный в 1868 г. местным землемером М. Любенским. Прежние слободы (в частности, Матросская), располагавшиеся на восточном побережье залива Золотой Рог, срослись с городом в единое планировочное целое.

Таким образом, на протяжении второй половины XIX в. происходило быстрое развитие как исторически сложившихся, так и вновь образованных городов на всей территории Российской империи. Процесс градообразования был неразрывно связан с процессом развития капитализма в России, который достиг в начале XX в. своей высшей и последней стадии — империализма.

Наиболее характерной чертой указанного периода была стихийность градостроительных процессов. Исключение составляли лишь новые города, возникавшие на окраинах обширного государства. Однако и эти города, строившиеся по регулярным планам, по мере формирования местной экономической базы также начинали расти стихийно, сообразно общим законам капиталистического развития. Никогда еще регулирующая роль генеральных планов не была столь ничтожной, как в этот период, несмотря на попытки со стороны государства и местных органов самоуправления обновить градостроительное законодательство и поставить на научные основы проектную практику.

В этих сложных условиях складывались и новые эстетические представления о городе. Именно во второй половине XIX в. возникло понятие «городская среда», которое трактовалось И. Е. Забелиным, П. Н. Петровым и др. как неразрывный сплав архитектуры и жизненных процессов. Так, повышение интереса к изучению русской истории и народного творчества породило стилистические искания русских архитекторов, наиболее ярким проявлением чего явился мозаичный и эклектический в своей сущности так называемый русский стиль. Пестрота фасадов и декора крупнейших торговых, общественных и культурных зданий, построенных в этом стиле (рынки, пассажи, городские думы, музеи, театры и т. д.), сочеталась с новыми инженерно-техническими сооружениями, которые в этот период врастали в городскую среду и создавали контраст традиционных и новаторских черт в городской застройке.