Трансформация главных улиц московского центра

Трансформация главных улиц московского центраТрансформация главных улиц московского центра вовлекала в этот процесс все находившиеся в зоне их влияния улицы и переулки, славившиеся прежде своей тихой и патриархальной жизнью. Именно так произошло с Рождественкой.

Здесь, в бывшем особняке графа Воронцова, неоднократно подвергавшемся перестройке, впоследствии разместилось Строгановское художественно-промышленное училище, для которого архитектором Соловьевым были перестроены центральный корпус и флигели, а в 1914 г. рядом архит. А. В. Кузнецовым возведено здание учебных мастерских. На углу Рождественки и Кузнецкого возникли крупные банковские дома, а у пересечения   ее с Пушечной улицей была построена гостиница «Савой» (1912 г., архит. В. А. Величкин).

[ad#centre]

«Деловой улицей» буржуазной Москвы во второй половине XIX в. стала Мясницкая (ныне улица Кирова), где были сосредоточены конторы и магазины, преимущественно металлургических и машиностроительных предприятий, фирм, торгующих станками, металлоизделиями, электрооборудованием, технической аппаратурой, а также банки. По этой улице шло главное движение из центра к трем вокзалам — Ярославскому, Николаевскому (ныне Ленинградский) и Рязанскому (ныне Казанский). Одной из первых улица получила газовое (1870-е), а в 1890-х годах — электрическое освещение, конку, а в начале  XX в.- трамвай.

На Мясницкой, ближе к бульварам, напротив Училища живописи, ваяния и зодчества был построен новый Почтамт (архитекторы О. Р. Мунц и А. Н. Новиков, 1912). По соседству в китайском стиле было возведено здание чайной фирмы Перлова (архитекторы К. К. Гиппиус и Р. И. Клейн, 1890-е годы). На рубеже веков улица пополнилась многоэтажными доходными домами с магазинами внизу, составившими сплошной фронт застройки этой улицы. В начале XX в. в сложившийся фронт Мясницкой вписались постройки крупнейших фабрикантов фарфора Кузнецовых: огромный серый жилой дом, фасад которого был украшен античными барельефами (архитекторы бр. Веснины, 1910) и принадлежавший тем же владельцам фирменный магазин для продажи дулевского фарфора (архит. Ф. О. Шехтель). Многоэтажные дома появились также на продолжении улицы за Мясницкими (Кировскими) воротами, где они перемежались с великолепными особняками . конца XVIII ст.

После строительства Нижегородского (ныне Курский) вокзала изменилась застройка улиц,  связывавших его с центром,- Покровки и Маросейки (ныне улицы Чернышевского и Богдана Хмельницкого). На улице появилось много гостиниц, трактиров, мастерских, магазинов, а также доходных домов.

Радиальные улицы западной части Москвы претерпели меньше изменений. Исключение составляют лишь Воздвиженка, Арбат, Поварская улица.

Во второй половине XIX в. большая часть домов по Воздвиженке (ныне проспект Калинина) перешла в руки купцов и государственных учреждений. На улице возникли такие здания, как гостиница «Петергоф», построенная Российским страховым обществом; дом Экономического общества офицеров МВО (архит. С. Б. Залесский, 1912) и знаменитый особняк А. А. Морозова (ныне Дом дружбы), построенный в 1895-1899 гг. архит. В. А. Мазыриным в «испано-мавританском стиле».

За пределами Бульварного кольца разветвлялись две типичные буржуазные улицы Москвы — Арбат и Поварская.

После того как большую часть домов на Арбате скупили представители московской буржуазии, эта тихая улица стала суетливой, шумной, деловитой, чему способствовало и то обстоятельство, что Арбат вел к Дорогомилову, откуда начинался оживившийся после реформы 1861 г. Смоленский тракт и где в 1900 г. появился Брянский вокзал. «Буквально во всех домах стали устраиваться магазины и лавки, украшенные разнообразными вывесками. По тесной улице проходила конка, которую в 1904 г. сменил трамваи; по булыжной мостовой гремели извозчики, по выложенным каменными плитами тротуарам двигались толпы прохожих»,- писал историк Москвы П. В. Сытин.

Облик Арбата характеризовался чередованием высокоэтажных доходных домов с малоэтажной жилой застройкой,    сохранившейся    с    начала XIX в. Арбат привлекал не столько архитектурным пейзажем, сколько напряженной жизнью, типичной для городской торговой улицы Москвы. В Арбат вливались многочисленные переулки, в которых жили главным образом представители московской интеллигенции. Эти тихие жилые улицы пополнились в указанный период доходными домами. На углу улицы Арбат и Арбатской площади в 1902 г. архит. Л. Н. Кекушевым было возведено здание ресторана «Прага».

На тихой, благоустроенной Поварской улице (ныне улица Воровского) рядом с дворянскими особняками XVIII- начала XIX в. появились доходные дома и роскошные особняки буржуазии. К ним относились особняк Понизовской на углу Скарятинского переулка, дом банкира Шлоссберга (архит. А. Н. Зелигсон, 1911), возведенный в стиле Ренессанс; дом Святополк-Мирского, построенный архит. П. С. Бойцовым в романтическом стиле (ныне Дом литераторов).