Лучшие архитектурные сооружения XX в.

Лучшие архитектурные сооружения  Стремление к новизне, предпочтение асимметричных композиций классическим осевым, сочетание живописного и пластического начала в фасадах, пришедшее на смену строгой архитектонике классицизма, и, наконец, стремление к индивидуальности архитектурного решения каждого здания вместо свойственной классицизму тенденции к единообразию сделали произведения модерна контрастными по отношению к исторически сложившейся городской среде. Доходные дома, построенные в стиле модерн, отличались меньшей подчиненностью «карнизному» уровню улиц.

Можно прямо сказать, что стиль модерн внес элемент пластического разнообразия в их застройку. Широкое использование эркеров, угловых башен, увенчанных куполами (часто шлемовидными), расчленение фасадов жилых домов по вертикали, применение скульптурных и керамических украшений — все это преображало город и делало его созвучным вкусам своего времени.

[ad#centre]

Появление наряду с модерном и других стилей — неоренессанса, неоклассицизма, а также так называемого неорусского стиля, в котором в отличие от предыдущей эпохи зодчие обратились не к московскому зодчеству XVII в., а к древнему зодчеству Новгорода и Пскова, в целом не меняло общей направленности архитектуры этого времени. Возросшая экономически, а также в определенной степени культурно и политически российская буржуазия хотела иметь свой собственный стиль, и он был создан силами лучших архитекторов этого времени, таких, как И. В. Жолтовский (1867-1959), И. А. Иванов-Шиц (1865-1937), В. И. Лидваль (1870-1923), В. В. Покровский (1871 -1931), А. И. Таманян (1878-1936), И. А. Фомин (1872- 1936), Ф. О. Шехтель (1859-1926) и А. В. Щусев (1873-1.949), а также крупнейших русских художников — К. А. Коровина (1861 -1939), Е. Д. Поленовой (1850-1898) и многих других. Необходимо отметить, что лучшие архитектурные сооружения XX в. группировались в крупнейших городах России, тогда как в провинциях весьма распространены были слабые, а иногда и вульгарные подражания ведущим образцам, создававшиеся часто даже не архитекторами-профессионалами, а местными строителями-подрядчиками.

Трудно также говорить о каком-либо художественном уровне застройки окраин большинства городов, которая оставалась тусклой, унылой и скучно-бытовой.

Следует, правда, отметить, что в наиболее крупных промышленных поселениях рабочие трущобы стали сменяться рабочими поселками (городками) с несколько улучшенной планировкой жилищ, дешевыми столовыми, амбулаториями, начальными школами. Строительство подобных «экономичных» поселений вызывалось страхом буржуазии перед ростом революционной борьбы российского пролетариата, а также опасением возникновения эпидемических заболеваний. Наиболее ярким примерам в этом отношении был крупнейший промышленный центр Азербайджана — Баку. Стремительное развитие Баку началось после отмены откупной системы в нефтяной промышленности (закон1872 г.), когда сюда, на побережье Каспийского моря, ринулись русские и иностранные акционерные компании, среди которых выделялись такие представители мирового капитала, как Нобель, Ротшильд, а также крупнейшие капиталисты Англии, Бельгии, США. Освоение нефтяных источников происходило главным образом на территориях, располагавшихся восточнее Баку. Здесь в1876 г. была спланирована специальная промышленная территория, получившая название Черного города. Черный город имел регулярную планировку, и его кварталы быстро были разобраны частными предпринимателями. Новый импульс развитию города сообщила Закавказская железная дорога, внедрившаяся на территорию Баку с северовосточной стороны. Железнодорожные ветки окружили Черный город и сделали эту промышленную территорию еще более отрезанной от жилых районов. К1902 г. земельные ресурсы нефтяного района были исчерпаны, и по соседству с Черным городом, восточнее его, возникли новые промышленные территории — так называемый Белый город.

Постепенно все районы, прилегавшие с севера к железнодорожному вокзалу, стали застраиваться лачугами бедноты, в связи с чем Бакинская дума проложила прямолинейные улицы и предложила покупать по дешевой цене участки вдоль них. Так же по распоряжению думы стали планироваться и другие районы Баку. К концу столетия город настолько вырос, что появилась необходимость в разработке общего генерального плана его дальнейшего развития.

Проект был разработан специальной комиссией, которую возглавил военный инженер Н. А. фон дер Ноннэ. В1898 г. этот проект был утвержден Думой и на протяжении первого полуторадесятилетия XX в. служил основой развития города. Главным достоинством этого проекта был его перспективный характер, поскольку он включал новые территории, превосходившие по площади застроенные земли города почти в два раза. Впервые в градостроительной практике капиталистической России планировочно осмысливались такие огромные территории, охватившие всю историческую часть Баку и новые промышленные образования.

В основу планировки этих новых территорий Ноннэ положил пересечение двух широких полос бульваров. Эти бульвары в широтном направлении получили название Александровского и Московского, а в меридиональном — Старосельского. Обширные площади торгового назначения, намеченные Ноннэ в различных частях города, определяли его многоцентренную структуру.