Изменения в благоустройстве Бульварного кольца Москвы

Бульварное кольцо МоскваПример сочетания просветительских учреждений с доходными домами и личными особняками представляла Большая Никитская улица (ныне улица Герцена). На старой московской улице были радикально перестроены старые и построены новые (Ботанический и Зоологический) корпуса Московского университета (архит. К. М. Быковский), сооружено здание консерватории, перестроенное из особняка Воронцовых (архит. В. П. Загорский); построено в «русском стиле» здание театра «Парадиз» (архит. Ф. О. Шехтель).

В то же время на улице строились многоэтажные дома, богатые особняки фабрикантов и торговцев (из которых следует выделить особняк Лопатиной, архит. А. С. Каминский) и рядовые кирпичные здания, характерные больше для той части улицы, которая шла от Никитских ворот до Кудринской площади.

[ad#centre]

По-новому сформировался ансамбль улицы Волхонки: у пересечения ее с Бульварным кольцом к 1881 г. было закончено сооружение грандиозного здания храма Христа Спасителя — памятника в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. Системой лестниц и сходов, объединивших массивный объем собора с набережной, храм вписался в панораму города со стороны Москвы-реки. В 1898-1912 гг. по проекту архит. Р. И. Клейна и плану искусствоведа И. В. Цветаева было построено в стиле неоклассицизма здание Музея изящных искусств, занявшее целый квартал. Строительство этих зданий определило мемориально-музейный характер этой местности Москвы, и неслучайно, что рядом с храмом Христа Спасителя около западного входа в 1912г. собирались построить монументальное здание Музея истории войны 1812 г., а по соседству — здание Бородинской панорамы. Конкурс на проекты этих зданий был объявлен, однако построены они так и не были.

Продолжавшие направление Волхонки и разветвлявшиеся от Пречистенских ворот Остоженка и Пречистенка (ныне Кропоткинская улица) также стали застраиваться доходными домами, однако Пречистенка все же сохранила свой «дворянский» облик, тогда как Остоженка, особенно в своей начальной части, сильно видоизменилась. Возникший вдоль левой стороны сплошной фронт доходных домов отгородил эту улицу от протекавшей поблизости Москвы-реки.

В 1860-е годы происходили некоторые изменения в благоустройстве Бульварного кольца Москвы. Бульвары были обнесены новыми решетками, древесные насаждения были восстановлены, кое-где разведены цветники. Постепенно начинал меняться облик бульварной застройки. Земельные участки вдоль бульваров стали скупаться крупными предпринимателями для застройки их жилыми домами. Квартиры, выходившие окнами на бульвар, сдавались внаем по повышенным ценам. Распределение доходных домов вдоль Бульварного кольца было неравномерным. Большая часть их была построена вдоль внутренней стороны. Среди   них   наиболее   достопримечательными были: огромные жилые корпуса, занимавшие целый квартал, построенные на Сретенском бульваре страховой компанией общества «Россия» (архит. Н. М. Проскурин, 1899- 1902); многоэтажный дом, выходивший на Чистые пруды, возведенный в 1900-х годах архит. П. К. Микини и художником С. И. Вашковым, фасад которого был украшен растительным и звериным орнаментом, заимствованным из владимиро-суздальского зодчества, и др. Новым явлением в застройке Бульварного кольца явилось строительство в 1912-1913 гг. двух кинотеатров — «Художественного» на Арбатской площади (архит. Ф. О. Шехтель) и кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре (архит. Р. И. Клейн).

К началу XX в. вся протяженность Бульварного кольца — от Пречистенских до Яузских ворот — была озеленена. Так, Петровский бульвар возник только в 1870-е годы и был устроен на средства Нарышкиной, владелицы особняка, выходившего на бульвар. Петровский бульвар отличался от прочих своей шириной и напоминал скорее городской сквер. В 1891 г. на месте плаца Покровских казарм был также разбит бульвар. В этот же период образовался перекресток четырех бульваров (Петровского, Рождественского, Неглинного и Цветного) на Трубной площади, которая сохраняла свой торговый характер. Примечательно, что именно здесь между четырьмя зелеными массивами занимались продажей певчих птиц. Все бульвары были заново ограждены, а по проездам была проведена конка, которую в начале XX в. сменил трамвай.

В конце XIX в. сильно изменилась пространственная структура Бульварного кольца. Задуманное в начале XIX в. как система изолированных пространств, что должно было достигаться посредством постройки в конце каждого бульвара гостиничных зданий, это кольцо постепенно стало превращаться в сквозное, членившееся на отрезки за счет площадей, образовавших перекрестки его с радиальными улицами. Наибольший интерес представляла Страстная площадь. Ее формировала разновременная застройка: Страстной монастырь, церковь Дмитрия Солунского на углу Тверской и ряд жилых домов начала и конца XIX в. В 1880 г. в конце Тверского бульвара был поставлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина, обращенный лицом к пространству площади. Памятник Пушкину не только повысил композиционное значение Бульварного кольца, но и стал тем духовным центром, который объединил вокруг себя разнохарактерную застройку площади.