Исторический центр Баку

Исторический центр БакуЧто же касается исторического центра Баку и прежде всего средневековой крепости Ичери-Шехер, то здесь была намечена полная реконструкция извилистых улиц и переулков. Лишь отсутствие у думы финансовых средств спасло эти уникальные исторические кварталы от неминуемого разрушения.

На периферии города планировалось устройство организованных поселков (Благотворительного, Мусульманского, Армянского и многих других), некоторые из них, например Новый поселок (севернее Московского бульвара), предполагали превратить в своеобразный город-сад (архит. М. Г. Гаджинский, 1908).

Именно к Баку особо применима мысль В. И. Ленина о том, что во многих крупных городах России начала XX в. имелись районы, образованные «не только по территориальному (местному) признаку, но и по профессиональному признаку (то или иное ремесло, занятие рабочих и населения вообще), и по национальному признаку (различная национальность, иной язык)».

[ad#centre]

Строительство рабочих поселков, начавшееся в нефтяном Баку, получило большое распространение и в других крупных городах Российской империи. Однако оно не принесло ожидаемых результатов и способствовало еще большему территориальному расползанию городов вдоль шоссе и железных дорог.

В первые десятилетия XX в. делались попытки научного обоснования градостроительных процессов и обобщения достижений прошлого. Впервые начали ставиться вопросы о рациональной планировке городов. С1909 г. начал выходить специальный журнал «Городское дело», на страницах которого обсуждались проблемы реконструкции городов и строительства новых поселений. Все чаще в архитектурной периодической литературе (журналы «Зодчий», «Архитектурно-художественный еженедельник», «Ежегодник общества архитекторов» и др.) стали появляться статьи, посвященные проблемам градостроительства. Эти проблемы- прозвучали с особенной силой на архитектурных съездах 1911 и 1913 гг., когда безудержная урбанизация поставила под угрозу многочисленные шедевры градостроительного искусства прошлых эпох. Все настойчивее стали обсуждаться проблемы «разукрупнения» индустриальных центров и создания «городов-садов», в которых многие архитекторы видели единственное средство от социального кризиса городов. Этим вопросам посвящены книги П. Г. Мижуева, М. Г. Диканского, Г. Д. Дубелира, В. Н. Семенова и Ф. Е. Енакиева. Однако все эти идеи не могли противодействовать объективным процессам развития капиталистического общества.

Проблема города как художественного целого нашла свое отражение не только в трудах зодчих и историков архитектуры, но и привлекла внимание живописцев, художников и графиков — А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и многих других, создавших серию высокохудожественных изданий, посвященных Петербургу и его пригородам.

Постепенно интерес к историческому прошлому стал распространяться и на другие города России. Появились историко-архитектурные   монографии, посвященные Костроме и Вологде, Г. К. Лукомского, а также серия: «Культурные сокровища России» Ю. и 3. Шамуриных, в которых описывались Калуга, Торжок, Тверь, Тула и многие другие русские города.

И, наконец, из всех разрозненных индивидуальных усилий родилось отечественное искусствознание, обязанное своим становлением и развитием замечательному русскому художнику и ученому И. Э. Грабарю (1871-1960). В1909 г. начала выходить его «История русского искусства» при участии художников Е. Е. Лансере, Ал. Бенуа, Н. К. Рериха, Ап. Васнецова; историков Н. П. Кондакова, Г. Г. Павлуцкого, Б. В. Фармаковского; архитекторов В. В. Суслова, И. А. Фомина, А. В. Щусева и многих других. В1913 г. И. Э. Грабарь начинает выпускать новую серию иллюстрированных монографий «Русские-города — рассадники искусства». Первая мировая война помешала исполнению этого замысла. Из 13 городов, намеченных к первоочередному исследованию (Новгород, Казань, Вологда, Устюг, Архангельск, Ростов, Углич и др.), увидели свет лишь два последних градостроительных объекта.

На Всероссийском съезде художников в 1911 -1912 гг. большое внимание уделялось художественному облику городов. В докладе архит. М. М. Перетятковича, целиком посвященном проблемам градостроительной эстетики, прозвучали два предложения: включить в учебный процесс Академии художеств и в программу Высших технических учебных заведений страны специальный курс «Архитектура городов» и организовать особый архитектурно-художественный отдел при Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел для выработки специальных законодательств в области городского строительства.

Таким образом, в предреволюционной России многое было уже подготовлено для возникновения истории градостроительного искусства. Однако подлинное рождение этой науки произошло после Великой Октябрьской социалистической революции.