Градостроительная концепция классицизма второй половины XVIII в.

Градостроительная концепция классицизма Градостроительная концепция классицизма второй половины XVIII в. породила многочисленные прекрасные ансамбли в Великобритании, Германии, Франции и особенно в России, где полностью были преобразованы все города как в планировочном, так и в архитектурном отношении. В начале XIX в. в большинстве европейских и русских городов были построены монументальные архитектурные ансамбли, не только совершенные по формам, но и отличавшиеся глубоким содержанием. Достаточно вспомнить градостроительные шедевры Петербурга этого времени.

Развитие капитализма протекало в отдельных странах неравномерно и разными темпами. Первой вступила на путь капиталистического развития Великобритания, тогда как в России лишь в 1861 г. было отменено крепостное право. Однако, несмотря на эти различия, во второй половине XIX в. наблюдались синхронные процессы в области быстрого роста промышленных городов и развития железнодорожного транспорта.
[ad#centre]Почти повсеместно возникла потребность в реконструкции исторических сложившихся городов, и прежде всего столиц, планировка которых не отвечала потребностям нового времени. Этот процесс коснулся США лишь частично, поскольку там основное внимание было уделено строительству новых городов, планировка которых носила весьма однообразный характер и не отличалась высоким художественным уровнем. К концу XIX ст. стало очевидно, что для решения назревших кризисных проблем в городах капиталистического мира недостаточно одной только реконструкции улиц.

Резкое обострение социальных противоречий больших городов вызвало попытки передовых мыслителей, прежде всего утопических социалистов — Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Н. Г. Чернышевского и др., разработать модель идеального Города будущего. Рост рабочего и революционного движения во второй половине XIX — начале XX в. заставлял даже представителей умеренно либеральных взглядов задуматься о новых формах расселения и о благоустройстве рабочих окраин в существующих городах. Однако все попытки оказались практически бесплодными.

В  начале  XX  в.  мир  вступил в новую стадию капиталистического развития — «капитализм   превратился   в империализм». Характерные для империализма черты, такие, как концентрация производства, образование монополий и финансовой олигархии, нашли свое яркое отражение в облике городов XX в. с присущей им многоэтажной застройкой, переполненными транспортом магистралями и предельно обострившейся жилищной нуждой большинства   городского    населения.

В капиталистический период городское строительство как искусство претерпело значительные изменения. Частная строительная инициатива, развернувшаяся со второй половины XIX в., наводнила города зданиями, построенными без какого бы то ни было единого градостроительного замысла. Художественные проблемы решались главным образом локально, в масштабах одного, максимум нескольких архитектурных сооружений. Старые ансамбли были искажены, а новые принципы формирования городских ансамблей только еще зарождались.

Положение существенно изменилось к концу XIX в. в связи с появлением стиля модерн. В силу его своеобразия и гибкости здания, построенные в этом стиле, легко врастали в городскую среду, объединяя как историческую и классицистическую, так и эклектическую застройку в единое живописное целое. Доходные жилые дома, построенные в стиле модерн, обогащали силуэт улиц и перекрестков. Несмотря на «художественную активность», стиль модерн не создал своей планировочной концепции города. Пестрый и противоречивый характер жизни буржуазного города с ее быстрыми темпами и драматическими контрастами как нельзя более соответствовал сущности стиля модерн, принципиально отвергавшего принципы единообразия и композиционной замкнутости.

После 1917 г. начался новый период в развитии мирового градостроительства, в процессе которого сформировалось современное градостроительное искусство социалистических и капиталистических стран.