Указ о сносе бастионов, окружавших Старую Вену

Указ о сносе бастионов, окружавших Старую Вену В 1857 г. австрийский император Франц-Иосиф издал указ о сносе бастионов, окружавших Старую Вену, и об устройстве на их месте полукольца бульваров, получивших название Ринг-штрассе. В связи с этим объявлен был конкурс, победителями которого оказались архитекторы Сикардсбург и Ван-дер-Нюль. По замыслу этих зодчих на месте старых укреплений должна была пройти широкая (60 м) магистраль длиной около 4 км, вдоль которой предполагалось разместить целую цепь общественных зданий.

Главным звеном нового венского кольца стал императорский дворец — Хофбург, который предполагалось расширить и превратить в крупнейший ансамбль Вены. Эти работы были поручены архит. Г. Земперу, уже прославившему себя реконструкцией дрезденского Цвингера, а также строительством там картинной галереи и театра. Над проектом этих сооружений Г. Земпер работал много лет.

[ad#centre]

В Дрездене Земпер пытался развить дальше идею архит. Пеппельмана, заключавшуюся в создании своеобразного римского форума на берегах Эльбы. Именно этим объяснялись многочисленные проектные варианты «раскрытия» Цвингера на реку и устройства протяженного музейного здания вдоль одной из сторон продленного внутреннего двора, а также попытка Земпера придать зданию городского театра характер римского Колизея. Однако при реализации проекта эта красивая в своем существе идея не получила полного воплощения, и здание Дрезденской галереи навсегда отрезало внутреннее пространство Цвингера от реки. В Вене Г. Земпер также стремился воплотить в планировку грандиозной композиции Нового Хофбурга определенную историческую и политическую идею. Расширяя по заказу императора Франца-Иосифа его городскую резиденцию Хофбург, а также создавая новые сооружения (музеи, театр, манеж и др.), Земпер решал задачи архитектурно-стилистической и планировочной преемственности. Так, в качестве архитектурного стиля для Хофбурга он избрал стиль барокко, свойственный старым корпусам дворца, тогда как решая общую планировочную композицию Хофбурга, он подчинил ее оси, направленной в сторону древнеримского ядра Вены (Виндобоны), в центре которого некогда находился дворец наместника римского императора.

Ориентируя огромный новый дворцовый комплекс на центр античной Виндобоны, Земпер хотел подчеркнуть преемственную связь Австрийской империи с древнеримской. Этот замысел был подкреплен также конфигурацией боковых дворцовых корпусов, которым Земпер придал полуциркульные очертания, отдаленно напоминавшие экседры древнеримских императорских форумов.

Помимо Земпера в застройке кольцевой магистрали Ринг-штрассе принимали участие венские архитекторы А. Сикардсбург, строивший главным образом в стиле Ренессанса; мастер неоклассического   стиля   Т.   Ханзен; Г. Ферстель и Ф. Шмидт, оперировавшие неоготическими формами.

Результатом деятельности этих архитекторов было превращение новой кольцевой магистрали в музей архитектурных стилей. Так, здание Парламента было решено в классических античных формах, здание городской ратуши — в неоготическом стиле, здание университета — в формах Ренессанса.

Увенчанная высокой островерхой башней (100 м) неоготического стиля, Венская ратуша как бы перекликалась с главной исторической вертикалью Вены — собором св. Стефана, а планировочная ось ратуши была ориентирована на средневековый центр города — место старой городской ратуши.

Несмотря на упомянутые выше попытки венских архитекторов связать новые ансамбли Ринг-штрассе с историческим центром Вены, все же эта задача не была решена до конца, поскольку пространственная организация новой кольцевой магистрали находилась в резком противоречии с камерными, архитектурно насыщенными пространствами старого города, сложившегося в эпоху средневековья и барокко. Именно эту сторону ансамбля Ринг-штрассе подверг критике известный австрийский теоретик искусства и градостроительства К. Зитте (1843 — 1903) в своей книге «Градостроительство с точки зрения его художественных принципов» (1889). Он писал: «угрожающим образом оскудел современный строитель городов основными художественными замыслами своего творчества. Выпрямленная по шнуру линия домов и кубообразный комплекс построек — вот все, что он может противопоставить богатству прошлых времен…».