Рост европейских городов во второй половине XIX века и проблемы, связанные с их реконструкцией

Рост европейских городов во второй половине XIX века и проблемы, связанные с их реконструкциейИсторический центр Парижа был перенаселен. В кварталах, примыкавших к улицам Сент-Онорэ, Сент-Антуан и к Главному рынку, плотность населения достигала 850 чел/га. Причем жилые дома в большинстве своем были ветхими. Трущобы соседствовали с Лувром, собором Нотр-Дам и Гревской площадью. Теснота и отсутствие благоустройства особенно ощущались во время эпидемий. Так, вспышка холеры в 1832 г. унесла 19 тыс. парижан, а в 1847 г. в юго-восточных кварталах столицы умерло 47% населения. Этому способствовал в значительной степени и сам характер застройки.

Правила, установленные парижским муниципалитетом, регламентировали лишь высоту зданий (вдоль главных улиц-17,6 м, вдоль второстепенных — от 7,8 до 11,7 м), в то время как ширина улиц и дворов не имела ограничений. В целях максимального использования территорий домовладельцы делали пространство внутренних дворов минимальным, нередко достигавшим 2 м2. Причем очень часто эти дворы служили местом свалки мусора и нечистот.

[ad#centre]

Улицы Парижа были узкими и в среднем по городу имели ширину 12 м. Они не были приспособлены к быстрому росту конного транспорта — частных карет, извозчиков и омнибусов. Согласно подсчетам, сделанным в 1853 г., по Большим Бульварам в сутки проезжало 8,7 тыс., а по проспекту Елисейских полей — 4 тыс. экипажей. Остальные улицы были настолько узки, что на них не всегда могли разъехаться встречные повозки. Места для стоянок экипажей не было. Положение еще более осложнилось после строительства семи тупиковых железнодорожных вокзалов, возведенных на окраинах города на незастроенных пустырях, в стороне от сложившейся системы улиц. Перемещение пассажиров и грузов в центр города и на другие вокзалы было затруднено. Это усугублялось недостаточным числом мостов и проезжих набережных.

Таков был Париж в середине века, когда в результате контрреволюционного переворота и политической авантюры у власти оказался племянник Наполеона I — Шарль Луи Наполеон Бонапарт, объявивший себя в 1852 г. императором. Придя к власти, Наполеон III сразу же приступил к реконструкции Парижа. Главным мотивом, которым он руководствовался, был страх перед революционными мятежами, поскольку узкие улицы столицы были весьма удобны для строительства баррикад и, наоборот, абсолютно не пригодны для маневрирования правительственных войск. Кроме того, долго срочные градостроительные работы требовали большого количества рабочих рук и могли обеспечить заработок неимущим слоям населения.

Главным действующим лицом предпринятой реконструкции был барон Ж.-Э. Осман, назначенный в 1852 г. префектом департамента Сены, т. е. Парижа с окрестностями. К этому времени территория Парижа сильно выросла, а после строительства в 1841 — 1845 гг. новых городских укреплений 11 пригородных коммун вошли в состав города (официально — в 1859 г.). В результате этого присоединения территория Парижа увеличилась вдвое (с 3437 га до 7800 га), а население — на 750 тыс. и достигло  1800 тыс. чел.

Реконструкция протекала в весьма сложных административных, юридических и финансовых условиях. Деятельность Османа контролировалась как со стороны императора, парламента, государственного совета, так и со стороны министерства внутренних дел и муниципалитета. Основным законом, на который опирался Осман при реконструкции, был декрет 1850 г. (модифицированный в 1852 г.), предоставлявший право экспроприировать неблагоустроенные участки земли и сносить здания, не удовлетворявшие санитарным требованиям, при условии возмещения собственникам стоимости их имущества. Что же касается финансирования самих работ, то они проводились в основном за счет выпуска специальных заемных облигаций при весьма незначительной дотации со стороны государства и муниципалитета. Такая, чисто капиталистическая основа финансирования больших градостроительных работ ставила их в зависимость от спекулятивной стихии и темных махинаций. Именно это имел в виду Ф. Энгельс, когда писал: «Бонапартизм, в лице своего Османа, в колоссальнейших размерах использовал в Париже эту тенденцию для мошенничества и личного обогащения».

В целом стоимость градостроительных работ, проводившихся в Париже с 1852 по 1870 г., составила 2,5 млрд. франков. Если бы держатели акций знали, во что обойдется реконструкция столицы, вряд ли они рискнули бы участвовать в этой дорогостоящей операции, поэтому Осман держал в тайне общий план реконструкции города и объявлял последовательность работ в соответствии с четырьмя займами. Первая очередь предусматривала прокладку Севастопольского и Страсбургского бульваров, продолжение улицы Риволи на восток, расчистку острова Ситэ и начало прокладки бульвара Сен-Жермен. Во вторую очередь осуществлялась пробивка внешнего кольца бульваров — от площади Звезды до площади Наций; продолжение северо-южного диаметра в виде бульвара Пале и бульвара Сен-Мишель на левом берегу Сены, а также благоустройство площади Оперы. В третью и четвертую очередь предполагались локальные работы и завершение начатых пробивок улиц.