План Сан-Франциско

Сан-ФранцискоЕще одним начинанием, существенно повлиявшим на развитие градостроительства США, были мероприятия, проведенные в Чикаго при подготовке Всемирной промышленной выставки (1893), которая проводилась в честь 400-летия открытия Америки Колумбом. Были построены десятки крупных зданий, сформировавших выставочный комплекс. Композиция основывалась на нескольких осях, которые определяли взаимодействие отдельных сооружений. Последние формировали отдельные замкнутые ансамбли, раскрывавшиеся при движении по выставке один за другим.

В целом были достигнуты единство пространственного решения, уравновешенность архитектурных масс, несмотря на большое число павильонов, возведенных на выставке. Крупнейший мастер американского градостроительства того времени Д. Бернхем писал: «Началом широкого создания общественных зданий и пространств в США была Всемирная выставка в Чикаго… (она — авт.) произвела глубокое впечатление… первым результатом…было то, что правительство… решило создать новый план столицы. Затем каждый значительный город…был подвергнут рассмотрению…(появились — авт.) планы Манилы… затем    Кливленда…Сан-Франциско».

[ad#centre]

В 1906 г. Бернхем закончил разработку нового плана Сан-Франциско. Он предлагал разделить город на несколько частей в соответствии с рельефом, береговой линией моря, холмами, озерами и создававшимися парками. В каждом районе он создавал систему прямоугольной, мелкой по масштабу уличной сети, свободно расчлененной мощными диагоналями. На их пересечениях или там, где они сталкивались со старыми главными улицами, устраивались разнообразные овальные, трапециевидные, круглые открытые площади и скверы. В центре он создавал обширную систему широких бульваров, магистралей, площадей, причем каждая из них подчинялась движению к тому или иному крупному зданию: ратуше, опере, вокзалу или монументу. В проекте с большой определенностью выделялись именно общественные пространства города, его транспортные артерии, площади и парки, а интересы владельцев земли не всегда учитывались. Может быть именно вследствие этого предложения архитектора были претворены в жизнь лишь в очень незначительной степени.

Близкие идеи выразил Бернхем в генеральном плане Чикаго 1909 г. Вновь на примитивную старую прямоугольную сеть улиц налагалась сложная система диагоналей, каждая из которых несколько раз ломалась на своем протяжении, чтобы исключить впечатление монотонности. Планировка Чикаго была ориентирована на просторы озера Мичиган. Все диагональные проспекты веером сходились к нему. Это движение подчеркивала полукольцевая магистраль, проведенная на окраине. Через весь город к парадному порту, отмеченному двумя длинными молами, проходила главная композиционная ось. Она начиналась у живописного парка, располагавшегося на границе Чикаго, нанизывала на себя целую систему бульваров и подходила к общегородскому  центру — обширной площади, куда сходились десять крупных улиц и на которой архитектор хотел расположить монументальные общественные здания.

Как и в Сан-Франциско, надежды мастера на полную перестройку города оправдались в Чикаго далеко не полностью. Грандиозные общественные здания не были воздвигнуты по его проектам. Общая система планировки, делавшая значительно более четкой композицию города и более рациональными транспортные связи, была претворена в жизнь также далеко не полностью.

Идея Бернхема нашли отражение в перепланировке Филадельфии в 1909-1912 гг. Там была пробита двухкилометровая диагональная улица от центральной площади, на которой располагалась ратуша, к Фермаутскому парку. Магистраль подводила к холму, на котором был построен музей в формах классической архитектуры. Вдоль проспекта разбили бульвар, посредине пути от ратуши к музею озеленили существовавшую там площадь, выделив ее центр круглым сквером. Таким образом было нарушено монотонное пространственное построение старой Филадельфии.

В   целом  градостроительная  деятельность в США второй половины XIX — начала XX в. выделяется своим размахом и масштабностью. Быстрое развитие капитализма в этой стране влекло за собой особую роль городского фактора в формировании системы расселения. В эту эпоху продолжалось основание многочисленных торговых и промышленных центров. Одновременно крупные города становились гигантскими средоточиями людской массы и деловой активности. Все больше обострялись противоречия, заложенные в развитии капиталистического города. Спекуляции, связанные со строительством и распродажей территорий в поселениях, все чаще разрушали замыслы архитекторов. Однако зодчие США стремились если не разрешить, то смягчить эти противоречия. Профессиональные градостроительные концепции заметно усложнились в эту эпоху. В них соединилось стремление создать упорядоченную пространственную среду, в которой четкость прямоугольной планировочной сети соединялась с живописными принципами романтической планировки пригородов-парков и городов-садов. При этом наметилась определенная тенденция к монументализации центральных ансамблей. Вместе с тем нельзя не отметить, что эти ансамбли зачастую «терялись» среди утомительно однообразных коммерческих кварталов Нью-Йорка и Чикаго, Детройта и Питтсбурга.