Первый пригород-сад Хемпстед

Первый пригород-сад Хемпстед Несмотря на высокое качество  строительства, Лечуорт заселялся крайне медленно. За первые 5 лет туда переселились только 5250 чел., а после 1908 г. темп роста города-сада значительно снизился. Основными причинами этого были трудность достижения экономической автономии городов-садов, с одной стороны, и недоступность благоустроенных коттеджей широким трудящимся массам — с другой.

Лишь в редких случаях удавалось уговорить владельцев фабрик и торговых предприятий навсегда покинуть насиженные места  в Лондоне.  И  в равной мере только очень немногие из столичных жителей соглашались сменить свои городские дома и квартиры на далеко расположенные загородные, несмотря на привлекательность сельской природы. Но помимо упомянутых причин была еще одна весьма существенная, которая заключалась в разработке Р. Энвином идеи пригорода-сада. Энвин первым из градостроителей XX в. поднял вопрос о необходимости реконструкции окраин больших городов. Эти идеи он высказал в книге «Планировка городов на практике».

[ad#centre]

Исследуя крупный промышленный центр, Энвин пришел к выводу, что решение проблемы его децентрализации посредством строительства только городов-садов недостаточно. Он обращал внимание на периферийные районы промышленных городов и приводил в качестве отрицательного примера Лондон, «пригороды которого находятся в гнетущем состоянии». Поэтому Энвин в качестве первоочередной задачи поставил реконструкцию пригородной зоны большого города. С этого времени все его теоретические и проектные поиски были направлены на разработку планировки пригородного жилого района. Согласно замыслу Энвина, расположенный на «кромке» города населенный пункт небольших размеров, в котором сочетались бы сельские преимущества с комфортом городской жизни, имел планировочные принципы города-сада, но терял характер независимого города и отдаленно напоминал по своей социально-экономической структуре будущий городской микрорайон.

Первый пригород-сад Хемпстед был построен по проекту Р. Энвина на северной окраине Лондона в 1907 г. на средства некоей богатой предпринимательницы, которая приобрела через посредство организованной ею компании территорию 120 га. Холмы, с которых открываются далекие горизонты и обширная пустошь, заросшая вереском, делали эту местность весьма привлекательной, тогда как линия метрополитена, ведущая к самому центру столицы, а дополнительно и трамвай обеспечивали удобство сообщения жителям. Этим в конечном счете и объяснялся сравнительно быстрый рост населения Хемпстеда в довоенные годы. Через 8 лет после окончания планировочных работ (т. е. в 1915 г), в Хемпстеде было построено 1550 домов, в которых поселились  свыше   5  тыс.   жителей.

Генеральные планы Хемпстеда и Лечуорта имеют ряд общих черт. И там, и здесь общественные центры представляют собой обширные лужайки, к которым сходятся радиальные улицы-аллеи; и там, и здесь сочетаются элементы регулярной и живописной планировки; и там, и здесь почти повсеместно встречаются жилые ансамбли,  обнимающие  с трех  сторон широкие курдонеры с партерами, как и отростки улиц в виде глубоких тупиков. Однако, несмотря на планировочное сходство, различия между Хемпстедом и Лечуортом весьма велики. Прежде всего их разобщает основное функциональное назначение. Если Лечуорт является самостоятельно существующим городом (поскольку он имеет производство и торговлю), то Хемпстед — только придаток Лондона, хорошо благоустроенное предместье. В отличие от Лечуорта Хемпстед ничего не производил, а только потреблял, являясь типичным поселком-спальней. При тщательном изучении выявляются также и композиционные различия между тем и другим. В Лечуорте, за исключением центра, все жилые ансамбли спланированы непринужденно; асимметричность лужаек, проездов и способов постановки домов — характерный признак Лечуорта. И в то же время в Хемпстеде почти всюду господствует рассудочная симметрия. Неизменно прямоугольный курдонер, шестиугольная площадь-перекресток и, наконец, сплошная периметральная застройка типичны для Хемпстеда.

Одновременно с Р. Энвином к разработке проблем теории градостроительства приступил П. Геддес (1854- 1932)-профессор Эдинбургского университета, публицист-социолог. Его занятия историей городской планировки положили начало региональному исследованиию городов и сельской местности.

В 1903 г. Геддес участвовал в конкурсе на проект реконструкции небольшого шотландского городка — Данфермплайна, но вместо проекта планировки представил литературный труд, иллюстрированный многочисленными фотографиями, диаграммами и схемами, где с научных позиций подробно проанализировал все элементы городской планировки, необходимые для обновления Данфермлайна. В этом труде Геддес выдвинул идею создания в центре города просторного парка с площадками для отдыха и спорта, оранжереями, музеями и общественными зданиями. Особое внимание Геддес обратил на размещение жилищ рабочих Данфермлайна. Он считал совершенно необходимым строить жилые дома для рабочих в непосредственной близости от центрального парка с тем, чтобы рабочие могли пользоваться всеми преимуществами этого крупного зеленого массива. Геддес так излагал свои планировочные замыслы по переустройству города: «Парк, однако, является  центром,  из  которого  должны исходить во все более увеличивающихся размерах очертания социальных улучшений, и не только распространение города в сельскую местность, но и полное рассеивание сельской местности в городе». Для практики градостроительства Геддес разработал и предложил метод составления схемы городского обследования, который был положен в основу методики городской планировки.

Отказываясь придерживаться общепризнанных представлений о городской территории, заключенной только в ее административных границах, Геддес в своем труде попытался перейти к изучению обширных географических районов, окружающих индустриальные центры. Обращая внимание на быстрый рост городов и урбанизацию окружающей их сельской местности, он считал необходимым дать название этому явлению и ввел термин «конурбация» как новой формы группировки населения.

Теоретическая и практическая деятельность Э. Говарда, Р. Энвина и П. Геддеса оказала решающее влияние на дальнейшее развитие градостроительства Великобритании.