Нью-Йорк во второй половине XIX — начале XX в.

ВНью-Йорк во второй половине XIX - начале XX в. 1900 г. в связи с празднованием столетнего юбилея столицы ее архитектурно-планировочная концепция вновь привлекла внимание правительства США. Была создана комиссия для выработки нового плана города, в состав которой входили архитекторы Бернхем и Олмстед. Прежде всего было обращено внимание на формирование общественных пространств и важнейших зданий города. Комиссия предложила «двухосевую» концепцию центра Вашингтона. Центральные ансамбли столицы США должны были развиваться от здания Капитолия и от Белого дома во взаимно перпендикулярных направлениях в сторону изгибающего берега Потомака. На их пересечении было решено воздвигнуть обелиск в честь Дж. Вашингтона.

Преобладание    получила    Моллось, шедшая с востока на запад от Капитолия. Она представляла собой проспект с бульварами по двум сторонам и вытянутым сквером в середине, обстроенный монументальными зданиями, выдержанными в классическом стиле. За памятником она фиксировала на себе пространство обширного регулярного парка с большим крестообразным бассейном и, наконец, на берегу Потомака замыкалась круглой площадью. Парк с бассейнами и скверами, менее эффективный по композиции, развивался от Белого дома к югу. В то же время по решению комиссии из центра города были удалены железнодорожные станции и пути. Все они были объединены в вокзальном комплексе Юнион.

[ad#centre]

Благодаря деятельности градостроителей второй половины XIX — начала XX в. при сохранении начертания основных магистралей, проложенных по плану Л’Анфана, центру Вашингтона были приданы столичный, монументальный характер и масштаб. Город был благоустроен и получил выразительное архитектурно-пространственное решение.

Нью-Йорк во второй половине XIX — начале XX в. переживал характерный для капиталистического города период неудержимого роста. В 1850-х годах его население насчитывало около 40 тыс. жителей, к 1900-м годам оно увеличилось в 100 раз и достигло 4 млн. чел. В соответствии с составленным ранее проектом весь остров Манхаттан был покрыт на протяжении 20 км сетью прямых коротких поперечных улиц, пересекаемых перпендикулярными им продольными проспектами, шедшими с юга на север. Среди них Бродвей сохранил свое значение главной магистрали города. Кроме Манхаттана в конце XIX в. стали активно застраиваться районы Куинс и Бруклин, занимавшие западную часть острова Лонг-Айленд. Здесь разместились складские и промышленные предприятия. В 1883 г. инженерами Дж. и В. Реблинг был построен Бруклинский мост, соединивший эти районы с центром города. Мост своей выразительной формой обогатил морскую панораму Нью-Йорка. В то же время большое внимание было уделено набережным. А в 1886 г. на маленьком островке, расположенном при подходе к Манхаттану с моря, был установлен маяк в виде Статуи Свободы с факелом в руке высотой 92 м.

Однако главные изменения затронули прежде всего архитектурную ткань Нью-Йорка. Дома XVIII — первой половины XIX в. стали очень быстро заменяться новыми, все более высокими. В 1848 г. Д. Богардус построил в Нью-Йорке первое пятиэтажное здание с чугунным каркасом. Подобный метод строительства широко распространился. Новые конструкции скрывались за фасадами, подражавшими венецианской готике, французскому ренессансу. Миллионеры строили особняки, похожие на замки. Церкви возводились в средневековых формах. Нью-Йорк того времени был городом, где царила безудержная эклектика и стилизация. Но и этот образ города оказался недолговечным. Уже в первой половине XX в. небоскребы, заполнившие Манхаттан, заняли место многоэтажных домов, построенных в исторических стилях.

Существенным для американского градостроительства начинанием было устройство Центрального парка в центре Нью-Йорка. В течение XIX в. американские литераторы и политические деятели многократно писали и говорили, что в Лондоне существует целая система парков, а в городах Америки их практически нет. Постепенно вопрос о создании парка в Нью-Йорке превратился в политическую проблему, вызывавшую шумную кампанию в печати. В 1856 г. архит. Ф. Олмстед создал проект огромного живописного парка, который был утвержден. Вытянутый участок разделялся надвое двумя большими озерами, служившими общегородскими резервуарами пресной воды. В обеих частях были проложены замкнутые криволинейные дороги для прогулок в экипажах, а между ними — густая   сеть   пешеходных   дорожек.

Проектирование живописного парка огромного масштаба, включавшегося во внутреннюю структуру города, вызвало к жизни распространение живописных планировочных концепций в американском градостроительстве. Стали появляться поселки и пригороды, спроектированные как пейзажные сады с домами, расставленными вдоль извивающихся дорожек. Один из первых примеров — Луэллин-Парк в Оранте, вблизи Нью-Йорка. Там был разбит парк и построено 50 жилых домов. В 1857 г. подобный, но более крупный комплекс Лейк-Форест возник к северу от Чикаго. Также вблизи Чикаго было основано поселение Риверсайд одно из наиболее ярких по своей планировочной концепции. Проект был выполнен тем же архитектором, что создал центральный парк Нью-Йорка,- Олмс-тедом. В целом возникла устойчивая традиция строительства пригородов с живописной планировкой, перешедшая и в XX в.