Новые благоустроенные улицы и бульвары во второй половине XIX в. во многих провинциальных городах Франции

Новые благоустроенные улицы и бульвары во второй половине XIX в. во многих провинциальных городах ФранцииВо второй половине XIX в. во многих провинциальных городах Франции появились новые благоустроенные улицы и бульвары. Так, например, город Тулуза, после того как через него прошла железная дорога, стал быстро расти. Потребовались улицы, которые могли бы объединить старый городской центр с новыми районами. В связи с этим были проложены две широкие авеню, пересекающиеся под прямым углом в центре города (улицы Эльзас-Лоррен и Мец). Как и в Париже, эти улицы прорезали исторические кварталы, богатые памятниками средневекового зодчества и архитектуры XVIII в.

Реконструкция коснулась и крупных портовых городов Франции и прежде всего Марселя, значение которого возросло после завоевания Алжира и прорытия Суэцкого канала. Старый Марсель, расположенный на холмах и изобиловавший памятниками средневековой архитектуры, был перерезан прямолинейной Императорской улицей (ныне улица Республики) протяженностью около 1 км, соединившей Старый порт с только что выстроенным Новым портом. Это была поистине «османовская» реконструкция, так как в результате работ было уничтожено 38 древних улиц и 935 домов. Сильно пострадали от пробивки магистралей и такие исторические города, как Руан и Авиньон.

[ad#centre]

С легкой руки барона Османа пробивка улиц имела место и в городах Италии, Бельгии, Швеции и даже в отдаленном Мехико, где в 1860 г. был проложен прямолинейный, озелененный проспект Пассео де ла Реформа, соединивший центр Древнего ацтекского поселения с дворцом Чапультепека.

Наиболее значительными по масштабам после Парижа были работы по реконструкции Рима, предпринятые в 1870 г. в связи с тем, что Рим стал столицей объединенного королевства Италии и резиденцией короля Виктора-Эммануила II. После 300-летнего перерыва Рим вновь стал объектом обширных градостроительных замыслов. В 1871 г. была создана специальная комиссия для разработки нового регулярного плана города. Весьма примечательно, что, приступая к разработке этого плана, комиссия предложила Осману возглавить работы, но он отказался и в частном порядке дал ряд советов по пробивке отдельных улиц. В 1873 г. проект был закончен и после внесения в него некоторых коррективов в 1883 г. утвержден. Этот проект известен как план Рима Дж. Мичелетти. Согласно ему на окраинах Рима предполагалось построить несколько регулярно спланированных районов: один из них примыкал с севера к Ватикану; другой — с запада — к Авентинскому холму; третий — правобережный; четвертый район, самый обширный, проектировался в восточной части города. Здесь, на продолжении одного из трех лучей, спланированных в свое время Д. Фонтана, предполагалось создать крупную планировочную композицию, состоявшую из прямоугольных кварталов с добавлением отдельных радиальных улиц. В этом районе помимо площади вокруг старой базилики Сайта Мария Маджоре намечен был еще ряд площадей: Термини, Карла Альберта и др. Кроме того, в плане Мичелетти были обозначены пробивки улиц в историческом центре города: среди них — продолжение начатой еще в 1860-е годы улицы Национале, соединявшей термы Диоклетиана с площадью Венеции; короткая Виа Кавур, проходившая от вокзала к площади Санта Мария Маджоре, и целый ряд других. Проектом предусматривалось также строительство новых мостов и набережных, а также регулирование русла Тибра.

Сравнивая план Рима Мичелетти с планом Парижа Османа, можно отметить более тактичное отношение итальянских архитекторов к архитектурно-планировочному наследию, в том числе к регулярной планировке Рима конца XVI в. В то же самое время реализация планировочных работ в Риме протекала менее организованно и активно, чем в Париже, и растянулась на несколько десятилетий. Это объяснялось более низким уровнем экономического развития Италии по сравнению с капиталистической Францией.

Опыт османовской реконструкции Парижа в определенной степени повлиял на реконструкцию столицы Австрийской империи. Реконструкция Вены началась вскоре после подавления революции 1848 — 1849 гг., когда улицы Вены служили ареной борьбы повстанцев, как и улицы революционного Парижа. К середине XIX в. город разросся, и пространство между внутренними и внешними укреплениями (таможенными границами, построенными в 1704 г.), так называемыми внутренними округами, было густо заселено мелкобуржуазными слоями населения и служащими. Бывшие загородные усадьбы XVIII в. оказались в гуще застройки. На окраине города и за пределами внешних границ, тяготея к железнодорожным путям, начали формироваться промышленные и рабочие кварталы. В городе было несколько железнодорожных вокзалов, тупиковые вокзалы 1 северной и северо-западной линии разместились на территории огромного городского парка — Пратера. Связь между вокзалами и центром города была практически невозможна. Узкие улицы Старой Вены были не приспособлены для сквозных проездов. Требовалось устройство обходной магистрали. Таким образом, причины реконструкции австрийской столицы напоминали причины, вызвавшие реконструктивные работы в Париже.