Указ «О сделании плана Москвы»

Указ «О сделании плана Москвы» Указ «О сделании плана Москвы» был опубликован в 1731 г. «Понеже Москва аккуратного плана не имеет и домы стоят непорядочно: того ради указали мы всей Москвы, большим и малым улицам сделать аккуратно план. А покамест оный сделан не будет… вновь никакого деревянного строения никому не делать». Сначала работу по созданию плана возглавлял И. Мордвинов. Затем — И. Мичурин, под руководством которого она была в основном выполнена.

План отличался двумя особенностями. Прежде всего это был первый точный план города. Он достоверно фиксировал градостроительную ситуацию, в которой находилась Москва.

План показывал новые границы Москвы. Теперь ее не ограничивали стены Земляного города, она простиралась значительно дальше и очерчивалась так называемым Камер-Коллежским валом, имевшим вид четырехугольника, вытянутого на северо-восток и на юго-запад, вдоль Яузы и Дорогомиловской, Москворецкой и Хамовнической петель Москвы-реки.

[ad#centre]

Вал был устроен в 1732 г. в качестве таможенной границы города. Территория Москвы увеличилась приблизительно на 30 %. Кроме того, план Мичурина впервые представил весь город в едином масштабе. Также впервые подробно изображены были Земляной город и Замоскворечье. На плане были показаны регулярные слободы   и   Лефортовский   ансамбль.

Однако работа Мичурина была не только фиксационной, но и проектной. Это трудно увидеть с первого взгляда. Бросаются в глаза лишь выделяющиеся своей правильно отрегулированной застройкой Старая и Новая Басманная, Покровская и Елоховская улицы. Здесь, на пути от Кремля к Анненгофу, в ту пору намечались наиболее аристократические кварталы. План Мичурина придавал этим улицам характер парадной магистрали Москвы. Но этим не ограничивались его проектные предложения. Впечатление, что планировка Кремля, Китай-города и Белого города осталась неизменной по сравнению с чертежами XVII в., обманчиво. Обратим внимание на то, что стороны всех улиц параллельны друг другу, что их ширина не меняется. Мичурин изобразил не действительные контуры застройки, выходящей на проезжую часть, но линии их «регулирования». Он создал ту основу, без которой не могло далее идти упорядочение застройки города,- документ, на котором основывались дальнейшие проектные разработки конкретных улиц или их частей, кварталов и отдельных владений. В этом заключается решающее значение работы Мичурина по развитию планировки Москвы.

Для осуществления заложенных в плане идей требовались специальные мероприятия прежде всего в отношении частных зданий, которые вскоре после завершения работы над планом были проведены в жизнь.

В 1742 г. был издан указ «О строении в Москве домов по плану» и о наблюдении, чтобы улицы были шириной восемь сажен (16,8 м), а переулки — четыре сажени (8,4 м). Учредили должность «архитектора при Московской полиции» — фактически главного архитектора города. В его обязанности входило   следить   за   упорядочением всех улиц, чтобы они на всем протяжении были равной ширины; в случае нового строительства утверждать и при необходимости вносить изменения в планировку усадеб, размещать в них различные постройки. Ученики архитектурной команды изготавливали план каждого двора. Это позволяло шаг за шагом идти по пути обновления города. Данной работой занимались зодчие И. Бланк, В. Обухов, А. Рославлев, И. Мергласов, В. Яковлев и др. Наиболее активную роль сыграл архитектор Д. Ухтомский.

В этот период господствовала концепция переустройства Москвы с помощью изменения двух важнейших первичных элементов города: улицы и усадьбы. Но здесь происходил процесс иного характера, чем в Петербурге. В северной столице с помощью типовых проектов зодчие добивались единообразия этих первичных элементов. В 1730-1750 гг., в период господства барокко в архитектуре, в градостроительстве Москвы утверждалось разнообразие усадебных комплексов при условии соблюдения определенных гигиенических и противопожарных требований. В результате развивались живописные ансамбли улиц, в которых шло сложное взаимодействие архитектурных доминант, чередовались различные типы усадеб.

Одни застройщики придерживались старых, традиционных схем. Их усадьбы, такие, как двор князя Долгорукова на Тверской, отделялись от улиц глухой оградой, по периметру двора располагались хозяйственные постройки, в центре участка — дом, облепленный с разных сторон пристройками. В ряде случаев жилые комплексы группировались вокруг внутриквартального двора, как в усадьбе князей Грузинских на Петровке. Иногда кто-либо скупал несколько небольших дворов и составлял крупный участок, оставляя прежнее расположение построек, отчего возникала дробная композиция, как во владении Шаховского у Арбатских ворот. Некоторые усадьбы отвечали новым требованиям создания фасада улицы. В них дома или выдвигались на красную линию, заслоняя собой флигель и хозяйственные постройки, отделяя пространство двора от магистрали, или курдонер с пышной оградой и монументальными воротами создавал кулису, втягивавшую пространство в глубь усадьбы. Получили распространение осевые построения, где на одну линию нанизывались дом, парадный двор, сад, хозяйственная, часть. Возникали несколько планов застройки, развитые и строго организованные глубинные композиции. Разнообразие решений в рамках названных типов очень велико, но ни одна из разновидностей не получила преобладания.