Тула — один из наиболее значительных промышленных центров России

Тула - один из наиболее значительных промышленных центров РоссииВ случаях, когда создать план города только на основании одного планировочного приема было трудно или невозможно, мастера Комиссии о каменном строении формировали композиции третьего типа, «составные», соединявшие в себе несколько по-разному решенных фрагментов. Примером этому могут служить Тула, Вологда, Калуга и др.

В Туле центр строился на основе строгого упорядочения исторического ядра города. Центр выделялся широкой полукольцевой магистралью правильной формы. Далее он развивался полосой торговых кварталов, симметрично располагавшихся по обе стороны главной магистрали города. Она продолжалась за границей поселения и служила осью Ямской слободы. Четыре отдельные системы улиц с прямоугольной планировкой были ориентированы на эту протяженную центральную территорию. Продольные улицы увязывали воедино все части города. Они продолжались и за реку Упу, где располагался район, сгруппированный вокруг Пушечного двора.

[ad#centre]

Тула была одним из наиболее значительных промышленных центров России того времени. Здесь находились крупные оружейные и кожевенные заводы. Эти предприятия располагались в основном вдоль реки. Таким образом на композицию парадного губернского города, которую мы рассмотрели, накладывалась промышленная зона с регулярными слободами при ней, пересекавшая всю территорию поселения и развивавшаяся вдоль реки. Мастера Комиссии от строений не изменили размещение предприятии, которые остались на старых местах, но в то же время было предложено несколько проектов, совершенствовавших   их   архитектурный   облик.

Интереснейшее градостроительное решение, основанное на сложном сочетании лучевых и прямоугольных систем, с удачным использованием исторически сложившийся уличной сети создал П. Никитин в Калуге в 1778 г.; одновременно он разработал целый ряд проектов крупнейших архитектурных сооружений города. Калуга располагалась на берегу Оки, изрезанном глубокими оврагами. В город вели две крупные дороги из Москвы и из Тулы. Они сходились под прямым углом у старой земляной крепости. П. Никитин работал непосредственно на месте и предложил не только проект новой планировки, но и целый ряд мероприятий по его осуществлению. Он освобождал территорию старой крепости от жилья и размещал в ней новый городской центр. Одновременно с новым планом города он создал проект этого ансамбля, стоявшего на высоком мысу над Окой. План включил в себя площади: одну, предназначенную для административных зданий, другую — торговую. Дома присутственных мест, различных канцелярий, дворцы наместника и губернатора окружали площадь. Они были одной    высоты,    решены    в    одном архитектурном стиле и должны были создавать замкнутое пространство с собором в центре. Улицы выходили на него через торжественные арки, встроенные в здания. Через овраг Никитин перекинул величественный мост, напоминавший римские акведуки. Административная площадь соприкасалась одним углом с торговой, на которой был возведен гостиный двор, построенный   в   формах   псевдоготики.

Никитиным были предусмотрены все детали оформления центра: бассейны в скверах, «место для монумента перед дворянским училищем» и пр. Вокруг кремля кварталы «выпрямлялись», и «каждый владелец» оставался «при своем месте», но должен был возводить «каменные строения». Таким образом должно было возникнуть ядро города с прямыми улицами, но без четкого «правильного» рисунка, сохранялись во многом старая трассировка магистралей, разделение на мелкие кварталы. Вся эта территория по проекту Никитина охватывалась строго регулярным полукольцом — предместьем с крупными кварталами и простой сетью улиц. Весь город и предместье пересекала Большая улица — магистраль, позволявшая миновать центр. В двух местах она расширялась полукруглыми торговыми площадями, к каждой из которых вело трехлучие. Никитин сумел чрезвычайно удачно соединить принцип регулярности со стремлением сохранить часть сложившейся структуры и необходимостью учитывать  сложнейший  рельеф.   Его решение было органичным для Калуги: он менее резко, чем другие мастера того времени, менял историческую градостроительную ситуацию. Это потребовало от него использования широкой палитры планировочных приемов, совмещения лучевых, прямоугольных, сложных и даже нерегулярных систем, создания обходной магистрали и др. В то же время он создал законченный, целостный проект города. Калуга в его замысле предстает единым грандиозным классицистическим ансамблем, объединяющим систему отдельных архитектурных комплексов. Его замысел был осуществлен.

Какие же новые черты внесли русские зодчие второй половины XVIII в. в градостроительное проектирование? Прежде всего, создание плана города было выделено в широких масштабах в отдельную область профессиональной деятельности архитектора. Поселения стали представлять собой регулярное, целостное, художественно организованное пространственное единство, созданное намеренно, а не сложившееся спонтанно. При этом градостроительные композиции были в значительной степени идеализированы. Правда, они учитывали функции, которыми наделялись в ту эпоху . города. Создавались ансамбли административных зданий, торговые и промышленные зоны, жилые районы. Все же не функциональное построение определяло характер планировок, создававшихся Комиссией о каменном строении. Благодаря красоте очертаний, соразмерности   пропорций,   гармоничности целого и отдельных частей они были прежде всего как бы самостоятельным «произведением» планировочного искусства. Отнюдь не всегда считались они с реальностью существующих улиц в исторически сложившихся городах или с природными факторами при создании новых. Это привело к тому, что многие проекты не были осуществлены.