Ряд монументальных общественных зданий Москвы

Ряд монументальных общественных зданий МосквыВ городе был построен ряд монументальных общественных зданий. В Кремле — огромный Арсенал, который занял место нескольких старых кварталов и переулков, у Никольских ворот — здание первого театра, «комедийной хоромины».Силуэт Москвы, составленный из множества вертикалей, обогатился новой доминантой — Меншиковой башней, которая могла соперничать по высоте с колокольней Ивана Великого. Башнями стали увенчивать и гражданские сооружения.Одна поднялась над зданием Главной аптеки на Красной площади, была перестроена и приобрела особое значение Сухарева башня, где разместились Навигационная школа и обсерватория.

В Москве появилось несколько триумфальных ворот, отметивших улицы, служившие путями торжественных шествий и получившие наиболее, парадный характер. Первые ворота в честь «Азовской виктории» поставили в 1696 г. у башен Каменного моста, на въезде в Белый город из Замоскворечья.   Полтавская   битва    (1709) была ознаменована целым рядом сооружений — триумфальными арками у Серпуховских ворот и у того же Каменного моста, а на Мясницкой и Никольской улицах возвели четыре торжественных въезда, украшенных аллегорическими картинами. Все это придавало Москве новый облик, но наиболее интенсивно менялась часть города, располагавшаяся по берегам Яузы.

[ad#centre]

Здесь разместились регулярные «линейные» военные поселения: слободы Преображенского, Семеновского и Лефортова полков. Здесь под их защитой находились дворцы, в которых жили Петр I и его приближенные. В Лефортове (Немецкой слободе) был построен большой, сохранившийся до наших дней дворец Лефорта  (после его смерти перешедший к Меншикову). Здесь же возник Головинский дворец, с 1722 г. ставший царской резиденцией. При нем разбили значительный парк. В этой слободе строились и административные здания, а также большой госпиталь. По берегам Яузы размещалось также большинство мануфактур. Возник новый городской район, где наиболее активно велось каменное строительство. Значение Лефортова в градостроительном отношении заключалось прежде всего в том, что на время сюда была перенесена парадная часть Москвы.

В Кремле наряду с построенным по повелению Петра 1 крупным монументальным Арсеналом молодым В. В. Растрелли в 1730-1731 гг. возводится новый дворец, так называемый Кремлевский Анненгоф. В Лефортове тем же мастером был создан грандиозный дворцово-парковый комплекс, по своей площади мало чем уступавший Кремлю. Расстрели в этой наиболее ранней из своих парадных резиденций использовал осевую композицию, невысокими террасами поднимающуюся вверх от берега Яузы. Постройкой здесь же Зимнего дворца в начале 1740-х годов, нового моста через Яузу и триумфальных ворот недалеко от него был усилен эффект торжественности ансамбля, видимого при подъезде из Москвы. Правда, все эти сооружения Растрелли возводились из недолговечного материала, и существование их было кратким.

В 1744 г. Летний Анненгоф в Лефортове начали разбирать. В 1753 г. сгорел Зимний дворец. Он был возобновлен, но прежнего статуса парадной императорской резиденции вновь не приобрел. Ансамбль стал превращаться в место увеселений и гуляний москвичей. Здесь были устроены карусели, катальные горы, качели. Так район Яузы, которому уделялось преимущественное внимание в 1710-1740-х годах, и не стал правительственным центром города. Он остался одной из его благоустроенных и своеобразных окраин.

План Москвы 1739 г., известный под названием плана Мичурина, имел большое значение для градостроительного развития Москвы. Работа по его составлению была крупным событием в истории города. Ему предшествовал целый ряд мелких мероприятий, главным образом противопожарного порядка, касавшихся ширины улиц и переулков, уничтожения тупиков и расчистки участков. Несмотря на локальный характер этих усовершенствований, в сумме они приводили к упорядочению структуры уличной сети города и не разрушали его своеобразия. Это был непрерывный процесс, составлявший особенность градостроительного развития Москвы в 1690-1770-х годах.