Русское градостроительство 1760-1790-х годов

Русское градостроительство 1760-1790-х годовВсемирная история урбанизма не знает явлений, сопоставимых по масштабу. Можно сказать, что в это время происходило изменение всей совокупности городов России: сотни губернских и уездных центров, крепостей, портов и промышленных поселений   получили   новую   планировку.

Это было вызвано значительным усилением «городского фактора» в экономике — промышленности и торговле, изменением социальной структуры, увеличением роли купечества, числа мастеровых и новым образом жизни дворянства, которое стремилось к приобретению городской усадьбы наряду с сельской.

Правительство в нескольких законодательных документах подчеркнуло значение градостроительной деятельности, уделило существенное внимание установлению правового, хозяйственного, административного статуса города. Эти идеи нашли выражение в «Наказе комиссии о составлении нового уложения» (т. е. свода законов) 1767 г., «Учреждении об управлении губерниями» 1775 г., «Грамоте на права и выгоды городам» 1785 г.

[ad#centre]

Большое влияние на развитие городов оказала административная реформа 1775 г., когда вместо прежних 20 страна была расчленена на 50 губерний. Города были разделены на три типа (кроме столиц): губернских было 50, уездных — 493, заштатных — 186. Каждому из них были определены административные функции и в соответствии с ними размеры самого поселения и масштабы производившегося в нем государственного строительства. В связи с этим было признано необходимым придать новый регулярный облик всем административным центрам. Поскольку это были исторически сложившиеся поселения или большие села, которые «переводились» в разряд городов, то требовалась их существенная перепланировка.   В   это   же   время   происходило активное освоение земель на юге России, создание там системы поселений, что также требовало значительных планировочных мероприятий.

Важнейшим явлением было происходившее с 1762 г. генеральное межевание — упорядочение всего землепользования в государстве. Оно существенно повлияло на определение границ каждого поселения и его частей. Выделялось законодательным порядком основное ядро: собственно город, предместье и так называемый выгон — незастроенная, но принадлежащая городу земля. Возникла иерархия основных пространственных членений поселения и свободная «природная» зона вокруг него, правда часто запрет строить на этой территории  нарушался.

На протяжении второй половины XVIII в. шло изменение дорожной сети. Старые сухопутные пути радиально сходились к Москве. В начале XVIII в. возник, а ко второй половине столетия приобрел особое значение соединивший две столицы Петербургский тракт, который содействовал развитию Вышнего Волочка, Торжка, Твери. Последняя стала местом соединения его с транспортным движением по Волге, что обусловило особое внимание к проектированию Твери. Дорога Петербург — Москва стала связующим звеном основных частей системы путей сообщения. Дороги были важным элементом пространственной среды России, существенной частью ее градостроительной культуры, во многом определяющей развитие системы городского расселения. Тем более что в последней четверти XVIII в. возникло новое отношение к архитектурному пространству крупных трактов, на которых строились лучшими зодчими почтовые дворы, мосты и т. д.

После 1762 г., когда дворянство было освобождено от обязательной государственной службы, развернулось по всей России бурное строительство усадеб. При них разбивались сады и парки. В сельской местности появились   тысячи   новых   архитектурных комплексов. Таким образом, вся архитектурно-пространственная среда России во второй половине XVIII в. приобрела новые черты.

В конце 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она первоначально должна была заниматься перепланировкой столиц, но в середине 1763 г. произошел колоссальный пожар в Твери, и ей было поручено восстановление этого города. В том же 1763 г. Комиссии был дан указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Масштабы деятельности Комиссии значительно расширились. Вскоре был опубликован еще один указ, повлиявший на застройку центров большинства поселений,- «О строении во всех городах каменных публичных зданий».