Проекты «поправления улиц» Адмиралтейского острова и Московской стороны

Проекты «поправления улиц» Адмиралтейского острова и Московской стороны Для устройства свободного пространства перед укреплениями верфи была создана обширная экспланада в центре, так называемый Адмиралтейский луг. Расположение Мойки, плавной кривой обтекающей остров, и застройка ее набережной препятствовали внесению в планировку прямоугольной структуры, обычной для градостроительства начала XVIII в.

Но при размахе градостроительных мероприятий Петербурга вряд ли этим могли ограничиться проектные предложения, касающиеся данной части города. Действительно, хотя столь подробной проектной разработки, как для Васильевского острова, видимо, не производилось, прием, определивший развитие планировки «северной столицы», уже был избран.

На левой, «адмиралтейской» стороне Невы, против впадения в нее Охты, на расстоянии около 5 км от того места, где был заложен Петербург-крепость, возникла Александро-Невркая лавра. От Адмиралтейства была проложена дорога к ней — будущий Невский проспект, который оказался сильнейшим фактором, повлиявшим на изменение планировки всего поселения.

[ad#centre]

К 1715 г. была проведена дорога от монастыря до Мойки. В этом месте проспект был остановлен застройкой Морской слободы. Решено было: «дворы, которые против сей линии, будут сломаны», и улица сохранит направление на башню Адмиралтейства. Так возник первый элемент знаменитого трехлучия. В данном случае мы встречаемся с другим явлением, чем при рассмотрении проектов Васильевского острова. Здесь происходило установление связей между крупными архитектурными комплексами, приобретающими градообразующее значение. Соединение их магистралью создавало ось, на которую «нанизывалось» пространство поселения. По сторонам проспекта быстро начала  возникать  застройка.

Вскоре наряду с Невским появился второй луч — Вознесенский проспект (ныне улица Майорова), соединявший столицу с ее пригородами. Этот прием решил судьбу планировки Петербурга. Теперь водные кольцевые магистрали — важные для города коммуникации — оказывались пересеченными системой радиальных улиц. На существовавшую неупорядоченную планировку была наложена мощная организующая структура. Она придала смысл и динамику всей композиции. Появился центральный ориентир для этой части города — башня Адмиралтейства и главные магистрали, устанавливающие иерархию улиц по их значению в поселении. Переулки Морской слободы отступили на второй план, а затем были заменены после пожара другими по начертанию улицами.

В те же годы были заложены основы силуэта Петербурга. Башня Адмиралтейства и колокольня Петропавловского собора в крепости стали ведущими вертикалями столицы. Самой высокой точкой была колокольня, возведенная по проекту Трезини (117 м). При этом высота остальных зданий ограничивалась определенными типовыми требованиями. Возникал четкий силуэт города, основанный на сочетании плоских горизонтальных кварталов и однообразных линий прямых улиц с мощными акцентами монументальных башен с высокими шпилями.

Наряду со строительством города шло освоение территории к западу от Петербурга. Здесь на берегу Финского залива расположились загородные дворцы: Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Они составили протяженную полосу императорских владений, развивавшуюся на протяжении XVIII ст. и превратившуюся в грандиозную систему дворцово-парковых ансамблей.

В целом в Петербурге за период 1703-1725 гг. сложились плодотворные архитектурные идеи и методы. Развитие градостроительных идей непрерывно проверялось обширной практикой строительства. Изменялись они в сторону обогащения принципа регулярности.

Петербург так и не стал замкнутым, компактным городом, обладающим обобщенной геометрической формой. Несмотря на все меры по регламентации застройки, продолжалось развитие города как естественного организма, способного к росту, не ограниченного сковывающими рамками. В связи с этим сохранили определяющее значение ландшафтные факторы и прежде всего рисунок речной сети. Важными достижениями зодчих начала XVIII в. были разработка конкретных приемов планировки системы магистралей в крупном поселении, решения жилых кварталов, поиски форм центрального   общегородского   пространства. В этот период использовались методы разбивки городской территории на гармонические ряды прямоугольников или квадраты, была применена трехлучевая структура улиц, сходившихся к одному ориентиру, специфическим образом сочетались водные и сухопутные коммуникации, создавая систему «дублирования» транспортных путей. В целом следует подчеркнуть, что был создан в натуре гигантский образец города нового типа. Здесь была разработана новая планировочная концепция и намечены пути развития многих типов городских зданий.