Проектировка Невского проспекта

Проектировка Невского проспектаНе менее значительной работой Росси были создание Михайловского дворца и реконструкция территории вокруг него (1819-1839). В конечном итоге переустройство затронуло весь участок между Невским проспектом, Екатерининским каналом. Мойкой и Фонтанкой, т. е. крупный район города.

Росси разделил весь этот район на две части, продолжив Садовую улицу до Мойки и выведя ее на Марсово поле. В правой части остался Инженерный замок, а также квартал, где располагались Манеж и вновь создававшаяся треугольная Манежная площадь. В левой части мастер возвел главные элементы нового ансамбля. Он построил здесь Михайловский дворец, используя классическую усадебную композицию: три корпуса с парадным двором перед средним зданием и два внутренних двора, окруженных флигелями (за дворцом был разбит пейзажный парк).

[ad#centre]

Перед Михайловским дворцом была устроена площадь, а по оси здания пробита улица, которая выходила на Невский. Обе части района Росси связал еще двумя улицами, проходившими в том же направлении, что и Невский проспект (Инженерная и Итальянская). Они образовали продольные стороны площади перед дворцом. Таким образом Росси дал градостроительное решение большого района города, вновь, как и на Сенатской площади, сохраняя ценные, ранее возведенные здания и при этом формируя упорядоченный, четкий по построению новый ансамбль. Он продуманно включил систему новых площадей и улиц в структуру города.

По другую сторону Невского проспекта Росси создал ансамбль Театральной площади и улицы, которая ныне носит его имя. Эти работы он вел в два этапа в 1816-1834 гг. Не сразу мастер нашел окончательное решение. Известно 20 вариантов генерального плана, созданных им. В осуществленном варианте ансамбль состоял из трех основных элементов. Первый — вытянутая площадь перед Александринским театром, одной стороной выходящая на Невский. На ней располагались постройки Публичной библиотеки, сюда был обращен двумя павильонами, поставленными по красной линии площади, сад Аничкого дворца.

По замыслу Росси здесь доминировало театральное здание с его ясным четким объемом, притягивавшее к себе взгляд зрителя гигантским заглубленным шестиколонным портиком. Движение пространства было направлено к театру, который завершал композицию площади и скрывал за собой новую часть ансамбля — Театральную улицу, застроенную двумя одинаковыми, чеканными в своем архитектурном ритме корпусами. Улица выводила к Фонтанке на отмечавшую перелом   оси,   полукруглую   в   плане предмостную площадь, на которой в одном из вариантов предполагалось возвести ротонду. Театральная улица и два переулка образовывали направленную к ней лучевую структуру. По своему художественному уровню этот ансамбль принадлежит к исключительным явлениям в истории градостроительства. Цельность замысла и одномоментное осуществление придали ему редкую законченность. Компактность и предельная ясность, парадность и сдержанность совершенных архитектурных форм позволяют считать его значительнейшим созданием Росси.

Одновременно с К. И. Росси над созданием системы ансамблей Петербурга трудился В. П. Стасов. В. 1816- 1819 гг. он строит казармы Павловского полка. Они располагались на Марсовом поле — самой крупной по размерам площади столицы, предназначенной для парадов. С одной стороны вдоль нее тянулись аллеи Летнего сада. Напротив Стасов возвел свой грандиозный комплекс, объединенный одним длинным фасадом, прорезанным аркадой внизу и отмеченным в середине и по краям мощными портиками. Мастер применил здесь метод превращения крупного протяженного архитектурного сооружения в градостроительный элемент — сторону огромной площади.

Одно из самых привлекательных произведений Стасова — комплекс придворных конюшен и Конюшенная церковь. В этом случае он не только обстроил целый квартал «сплошным фасадом», как тогда говорилось, но придал отдельным сторонам его своеобразие и различный характер. На площади углы здания выступали вперед, и корпуса с двух сторон направлялись к кубическому объему центрального павильона, образуя тупой угол. Поворот от площади к Мойке был мягко закруглен невысокой колоннадой. В этой части города, где рядом по берегам Мойки стояли сравнительно небольшие жилые дома, Стасов создал сооружение, обладающее камерным обликом. Это уже не торжественно-холодный, «столичный» Петербург Росси, а по эмоциональному характеру другой город — жилой и уютный.

В. Стасов наряду с этими произведениями создал целый район в западной части Петербурга, где располагались казармы и мощное по своим формам здание Измайловского собора, обогатившее силуэт этой окраины столицы.

К середине XIX ст. основные ансамбли Петербурга были созданы. В 1857 г. О. Монферран закончил сооружение Исаакиевского собора; Брюллов поставил здание штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади, слева от дворца; был закончен фрагмент набережной у Адмиралтейства, но Исаакиевская площадь еще не была решена окончательно. Однако в целом система центральных ансамблей Петербурга была в главных своих чертах закончена. Возникло редкое в мировой истории градостроительства явление — город, не только насыщенный монументальными зданиями, но весь составленный из великолепных ансамблей, разнообразных, торжественных и интимных, строгих и живописных, город-памятник, произведение архитектуры, раскинувшееся на многие тысячи гектаров. Петербург складывался постепенно, но все же очень быстро — всего за полтора века. И если общая планировка города была во многом наследием XVIII ст., то в его архитектурном облике почти безраздельно господствовали ансамбли, рожденные первой половиной XIX в.- «эпохой ансамблей».

Народный каталог православной литературы: http://sobory.ru/