Портовые города

Портовые города РоссииБольшинство других новых административных центров, возникавших в Северном Причерноморье, не достигали столь высокого уровня градостроительных решений. В проектах Кременчуга, Константинограда, Павлограда, Мариуполя, Тамани и других городов можно выделить общие черты.

Эти поселения были разбиты на правильные кварталы, в большинстве случаев прямоугольные. Регулярная сетка, образованная ими, служила основой планировки. Общая конфигурация городов обычно не делалась строго правильной. Городские границы шли уступами, зигзагами, иногда по прямой, наподобие регулярных греческих поселений. Таким образом, регулярность для создателей южнорусских городов заключалась в определенности формы каждого квартала и в рисунке уличной сети, а не в начертании поселения в целом.

Центры развертывались к водным пространствам — рекам или берегу моря — в Павлограде, Мариуполе и др. В ряде случаев главными элементами пространственной структуры служили крепости, как в Кременчуге, Новомосковске, Константинограде и др. Создавались и центрические структуры, когда кварталы группировались вокруг системы площадей. Так было в Славянске, Александрии, которые отличались разнообразием форм площадей. В проекте перепланировки Славянска 1787 г., например, предлагалось создать по две круглые и две шестиугольные площади, расположенные на одной оси, и по прямоугольной и ромбовидной — на двух параллельных магистралях.

[ad#centre]

При регулярном и достаточно однообразном рисунке уличной сети площади служили главным средством выражения планировочной композиции в городах юга России. Если правильные формы кварталов и прямых улиц обеспечивали регулярность и единообразие планировочного метода, то обилие зеленых пространств, открытых площадей, продиктованное климатическими особенностями, более внимательное, чем в городах Центральной России, отношение к рельефу местности создавали своеобразие поселений юга страны.

Портовые города представляли собой новый тип поселений для России XVIII в. На Балтийском море были построены заново только Петербург и Крондштадт. И тот и другой были необычны: первый — в качестве столицы представляет собой уникальное архитектурное явление, а второй стоял на острове и прежде всего служил мощной морской крепостью. Другие прибалтийские города, через которые шла внешняя торговля, существовали уже несколько столетий. Таким образом, зодчие, работавшие на юге России во второй половине столетия, должны были решать новую задачу — создать тип города-порта среднего размера, рассчитанного на связь с морскими путями сообщения.

Первоначально использовали наследие петровской эпохи — Таганрог и Азов. Оба поселения представляли собой крепости с бастионной оборонительной линией, отделенной незастроенной эспланадой, простыми по планировке регулярными предместья-ми-форштадтами, улицы которых сходились к цитадели. В 1778 г. на северном берегу Днепра, недалеко от моря основали Херсон. Здесь была развита планировочная схема Азова. Город состоял из открывавшейся к водному пространству центральной укрепленной части, включавшей и верфь. К ней примыкали справа и слева группы гражданских кварталов. Они не были так тесно планировочно увязаны с крепостью, как в Азове. В 1788 г. начал создаваться Николаев. Здесь уже вовсе отсутствовал укрепленный центр. Поселение распадалось на несколько регулярных частей, но главного акцента не было, общая форма поселения отличалась неопределенностью. Старые принципы построения укрепленных поселений уже не были пригодны, новые еще не родились.

В середине 1780-х годов после присоединения Крыма русские градостроители приступили к проектированию поселений, располагавшихся непосредственно по берегам Черного моря. До этого все порты стояли на реках, недалеко от их устья. В 1784 г. у Ахтиарской бухты было решено устроить порт под названием Севастополь. В то время здесь уже стихийно сложилось небольшое поселение. В дальнейшем город развивался вдоль берегов бухты, следуя ее начертанию. Застройка, вытянутая в длинные линии террасами, поднималась от моря. Ядром композиции, таким образом, становился сам порт, а город был как бы его обрамлением.

В 1793 г. была основана крепость Хаджибей, в 1794 г. рядом с ней — город, а в 1795 г. все поселение в целом получило название Одессы. В проекте города, созданном Ф. Деваланом, были найдены методы планировки приморского города и удачно решены инженерные, архитектурные и оборонные проблемы. Город защищала пятиугольная крепость, поставленная на довольно большом расстоянии от него и существенного влияния на разбивку улиц не оказывавшая. Прибрежная часть была отдана порту. Его набережная естественным образом разделялась на несколько бухт, была подчеркнута молами и волнорезами. Выделялись карантинная, купеческая, адмиралтейская и военная гавани. Гражданская часть города располагалась наверху на плато. Ее связывали с портом два спуска по балкам. Здесь, как и в Севастополе, город ориентировался на море и раскрывался к нему. Однако в Одессе сразу же было создано четкое функциональное разделение территории: жилая зона, порт, крепость. Гражданская часть города состояла из двух планировочных частей, поставленных под углом друг к другу. Каждая из них была разбита простой прямоугольной сетью улиц и обладала центральной квадратной площадью. Балки, разрезавшие всю территорию, придавали городу живописность.