Петербург и Москва в эпоху классицизма

Петербург и Москва в эпоху классицизмаВ 1760-х годах Комиссия о каменном строении создала новый проект планировки Петербурга. Перед градостроителями была поставлена задача ограничить территорию города, «дабы от безмерной обширности жители… избавились». Было решено установить четкие границы города и предместий, сделать Петербург более компактным и уплотнить его застройку, создать в нем планировочный художественный «порядок», соответствовавший новым классицистическим представлениям. Также предполагалось изменить облик города, чтобы «придать оному такое великолепие, какое столице… прилично».

Для разрешения этих задач видели два пути. Первый — сохранение всей существующей застройки при заполнении пустых мест и организации парадных площадей, второй — полная перепланировка Петербурга. Проанализировав различные возможности, Комиссия о каменном строении пришла к выводу, что необходимо «планировать, оставаясь по возможности в границах уже существующих улиц и без сноса зданий». Таким образом, общая схема планировки Петербурга, созданная Еропкиным, сохранялась. Однако предстояла существенная деталировка генерального плана.

[ad#centre]

По проекту, разработанному в 1763-1769 гг., границы города определялись следующим образом. С юга — по Фонтанке, за ней — уже предместья: Лифляндское, Московское, Александро-Невское. Васильевский остров разделялся надвое; та часть, где была застройка, стоявшая по «линиям» Трезини, оставалась городом; далее шло предместье. Большая часть правобережья Невы, кроме крепости и примыкавшего к ней Кронверка, также объявлялась предместьем.

Благодаря этому центр окончательно утверждался на левом берегу  Невы. Именно здесь должны были сосредоточиться строительные мероприятия, обеспечивавшие «великолепие» столицы: «наполнение ее середины знатным строением» и «регулярство площадей». Комиссия считала также необходимым увеличить в этой части Петербурга этажность зданий, «чтобы умножить жилье». Особое внимание было уделено набережным Невы, где дома должны были иметь до 10 сажен (21 м) высоты. В целом устанавливались «высотные горизонты» жилой застройки по всему городу: по Миллионной улице, против Адмиралтейства и до Новой Голландии — четыре этажа; в остальной части центра до Мойки — три; еще далее к Фонтанке — два. Возникало постепенное повышение высоты застройки Петербурга от Фонтанки к Неве, что еще больше подчеркивало выделение центрального района — Дворцовой площади и Адмиралтейства.

Направление улиц в основном оставалось прежним. Комиссия в своем проекте сохраняла и развивала сложившуюся к тому времени планировку Петербурга. Для этого поддерживалась трехлучевая композиция. Главные проспекты не только оставались основой планировки города, но и были продолжены в предместья. Была развита система полукольцевых концентрических магистралей, были продлены Миллионная, Большая Дворянская, Морская. За Фонтанкой создавалась сеть улиц, охватывавших город параллельно его границам.

По плану Еропкина Петербург решался как поселение, где полностью господствовал принцип регулярности, но город составлялся в его замысле из нескольких частей, где этот принцип по-разному раскрывался в отдельных композициях. Возникало разнообразие в рамках одного принципа.

Комиссия о каменном строении рассматривала Петербург как единое планировочное целое. Для нее самым важным были единообразие, неразрывная цельность и компактность столицы. На смену бережному чередованию пространств с различными архитектурными свойствами пришла единая трактовка городского пространства, наполненного сплошной массой застройки.

В 1764 г. был издан указ «строить в Петербурге только каменные дома». Предписывалось ставить их по улицам сплошной прямой линией без промежутков. Провозглашался принцип периметральной застройки. К концу XVIII в. в центре города застройка располагалась на участках, замкнутых в каре, примыкавших друг к другу, с внутренними дворами. Ограды, парадные ворота, открытые к магистралям сады, характерные для города эпохи барокко, постепенно уничтожались, въезды во двор устраивались в самих зданиях.

Деревянная застройка быстро вытеснялась на окраины. В пределах Мойки к концу столетия оставались всего четыре деревянных дома. В границах Фонтанки 84 % зданий были каменными. В тех частях города, что считались предместьями, картина была иной: за Фонтанкой и на Петербургской стороне 90 % построек оставались деревянными. Близкая ситуация сложилась и в отношении мощения: в Адмиралтейской части 90 % улиц были покрыты камнем, в остальном городе — только 20 %.

В эпоху классицизма существенно развилась система общественных пространств Петербурга. Проект Комиссии предусматривал равномерное расположение целой сети площадей в городе и в предместьях. Важно, что общегородские пространства размещались во всех частях Петербурга. Они становились не только привилегией центра, но важнейшим и необходимым элементом всего  городского  организма.

На пересечении с Фонтанкой трех лучевых проспектов и более мелких радиальных улиц устраивались предмостные площади. Самая крупная из них представляла собой громадное полукружие, которое должно было возникнуть у въезда в Петербург со стороны приморских дворцово-парковых ансамблей по Петергофской дороге. Целый ряд торговых площадей сохранялся или разбивался вновь вдоль кольцевых улиц — четыре по Садовой и несколько за Фонтанкой.

В это же время в самом центре закладывались основы Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадей. Свободные пространства обогащали планировку Петербурга.