Курс строительного искусства Волкова

Курс строительного искусства ВолковаВ 1843 г. при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий был создан специальный Комитет для составления Строительного устава. В его состав вошли известные инженеры и архитекторы Стасов, Брюллов, Тон, позднее Красовский, Сальмонович и др. Задача, стоявшая перед Комитетом, была сложной и необычной, ибо в отличие от предыдущих редакций Строительный устав 1843 г. должен был представлять собой не просто собрание строительных законов и постановлений, но и быть профессиональным теоретическим трактатом для инженеров и архитекторов.

В основу Строительного устава была положена программа Курса строительного искусства, разработанная профессором института Корпуса инженеров путей сообщения М.С.Волковым (1802- 1878) — одним из крупнейших и наиболее разносторонних ученых своего времени, автором многочисленных трудов не только по специфическим инженерным проблемам, но и по экономическим, и даже по теории искусства. Его взгляды на город и архитектуру сформировались в процессе сотрудничества с такими крупными архитекторами, как К. И. Росси, В.П. Стасов, К.А. Тон, А.П. Брюллов, И.И. Свиязев и др.

[ad#centre]

Созданный Волковым Курс строительного искусства представлял собой всеобъемлющую программу, которая содержала прогрессивные представления о строительной деятельности вообще как о целенаправленном процессе создания искусственной среды для человека и общества.

По существу, программа во многом превосходила рамки учебного курса и представляла собой попытку свести в единую систему все научные знания, составлявшие платформу строительной деятельности в самом широком ее понимании.

Особое внимание Волков уделял архитектурным и градостроительным проблемам. В соответствии с этим программа состояла из пяти разделов: 1) «Общие начала строительного искусства»; 2) «Изменение земной поверхности с определенной целью», под которым Волков понимал не только инженерную подготовку территории, но и более широкую целенаправленную деятельность по преобразованию ландшафтов; 3) «Внутренние пути сообщения и приморские сооружения» (Дороги, в представлении Волкова, имели важную жизненную функцию, способствуя экономическим, культурным и торговым связям, в противовес существовавшей тогда классификации дорог по административной принадлежности) ; 4) «Гражданская архитектура», где рассматривались и градостроительные проблемы; 5) «Построение и описание машин, снарядов и инструментов, употребляемых при производстве работ».

Система расселения, город и архитектура рассматривались Волковым на единой методологической основе как различные виды строительной деятельности, что получило свое отражение в общем построении программы в разделе «Общие начала Строительного искусства».

Структуру этого раздела Волков подчинил последовательности строительного процесса, начиная с предпроектной стадии исследований, выработки проекта и, наконец, производства работ. Выделение предварительных изысканий в самостоятельный этап и создание развернутой программы этих изысканий было важным шагом на пути формирования науки о городе, причем основой предпроектной деятельности инженера и архитектора, по мысли Волкова, должны были стать статистические исследования, что сближало его позицию с идеями К.И.Арсеньева и отвечало уровню развития научных знаний тех лет.

Содержание раздела, посвященного «Гражданской архитектуре», во многом определило представления Волкова об архитектуре, ее сущности, назначении и задачах. Он считал, что задачей архитектора является создание внутреннего пространства — вместилища определенных жизненных процессов.

Функциональные проблемы и проблемы взаимосвязи архитектуры с окружающей средой рассматривались им в специальной главе, которая состояла из двух частей. Первая была посвящена архитектуре зданий в зависимости от местоположения, вторая — городам и селениям. По существу, в обеих частях на разных уровнях раскрывались новые представления о городе как об организме, функционирующем в определенной окружающей среде.

Представление о формообразующем значении жизнедеятельных функций городского организма и неразрывном единстве и взаимосвязи его с окружающей средой было весьма характерно для середины XIX ст. и установилось во многом благодаря открытиям русских ученых-естествоиспытателей того времени.

Необходимо отметить, что Волков понимал под средой не только природно-климатические условия, которые, как известно, влияют на характер архитектуры, но и архитектурное окружение, т.е. соответствие облика здания его месту и роли в архитектурном ансамбле.