Синтез искусств в архитектуре

Синтез искусств в архитектуре

Синтез искусств (греч. synthesis — соединение, сочетание) это соединение разных искусств в художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов.

Композиционное единство компонентов,  согласованность их масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать восприятие человека, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств.

Синтез искусств и дизайн среды

Дизайн среды — это превращение среды в объект, который, посредством повышения в нём художественно-образного содержания, должен повысить гуманизацию и экологизацию культуры на всех уровнях — от художественного образа единичного изделия до образного содержания всей средообразующей системы элементов культуры.

Виды синтеза искусств

  • конгломеративный — механическое, чисто внешнее объединение произведений разных искусств, полностью сохраняющие самостоятельное значение этих произведений;
  • ансамблевый — объединение произведений различных искусств, каждое из которых обладает не абсолютной, а только относительной самостоятельностью;
  • органический — скрещение произведений искусств, рождающее качественно своеобразную и целостную новую художественную структуру, в которой составляющие ее компоненты растворены так, что только научный анализ способен вычленить их из этого структурного единства.

Синтез искусств в архитектуре

До настоящего времени под «синтезом искусств и архитектуры» понимался преимущественно ансамблевый тип синтеза, поскольку речь шла о связях произведений зодчества, живописи, скульптуры, художественной керамики, металла. Но собственно синтезом, дающим «новый художественный образ», можно считать «только органическое слияние художественных компонентов в результате чего получаются оригинальные, не известные прежде синтетические художественные образования.

Синтез искусств в архитектуре, ГУМ
Синтез искусств в архитектуре, ГУМ

Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство (средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства.

Синтез искусств — активное средство формирования реальной пространственной среды. Именно пространствообразующая функция синтеза составляет его исход-ную качественную определённость, что позволяет рассматривать синтез искусств как целостно-структурированную пространственную систему. Среда урбанистического синтеза — это слияния архитектуры, монументальных, прикладных искусств и дизайна.

Методологические основы проектирования:

  • разрабатывать наряду с проектами детальной планировки комплексной застройки или реконструкции городских районов схемы сети интерьеров общественного назначения с принципиальным определением их общей архитектурно-художественной характеристики, тематической группы, целесообразной степени использования в них (где это необходимо) средств монументально-декоративного искусства;
  • принимать исходной основой целенаправленного художественного решения интерьера желаемое общее эмоциональное воздействие его, определяемое для каждого конкретного случая в соответствии с комплексными функциональными требованиями к интерьеру;
  • заранее избирать и при проектировании учитывать принципиальный характер эмоционального напряжения (на базе пяти основных типов), используя закономерность пространственной взаимосвязи между графиком движения людей, зонами интерьера и размещением произведений монументально-декоративного искусства;
  • принимать за основу конкретизации эмоционального характера интерьера тему — композиционную, художественно-образную мысль, без которой иногда нельзя выразить основное желаемое идейно-художественное содержание интерьера;
  • рассматривать тему интерьера не как сумму, а как сложную функцию множества компонентов, приобретающую качественно новые свойства, и решать ее комплексно с использованием архитектурных форм, конструкций, пространства и средств монументально-декоративного и прикладного искусства.