Региональная организация тематики интерьеров

Правильное определение темы интерьера—одно из главных условий достижения его оригинальности, эмоциональной выразительности и художественности. Особенно важна тематика для общего эстетического восприятия внутреннего пространства при образовании ассоциативных представлений. Композиционное решение и раскрытие ведущей темы интерьера завершает конкретизацию замысла автора проекта.

Внимание к тематике при проектировании современных интерьеров особенно актуально именно сейчас, когда помимо достижения количественных показателей требуется повысить и качество решений.
[ad#centre]Из-за отсутствия методологической последовательности и систематичности нередко возникают наблюдаемые на практике недостатки: одна и та же тема используется в решении интерьеров различного общественного назначения, что ведет к однообразию, банальности, противоречит прогрессивным народным традициям; разрабатываются случайные темы, неинтересные, лишенные внутреннего содержания и не имеющие ничего общего с конкретным интерьером и его назначением; тематические названия присваиваются интерьерам общественных зданий искусственно, после того как они осуществлены в натуре — в таких случаях полностью отсутствует какая-либо связь между темой и архитектурно-композиционным решение интерьера; мало используются богатейшие материалы национальной культуры, традиции фольклора, местные имена и названия для выявления тематики интерьеров.

Чтобы избежать случайностей, ошибок и творческих неудач, необходимо руководствоваться определенной системой в организации связи человек — тема — интерьер.
Решающее значение приобретают оригинальность, самобытность, разнообразие, т. е. качества, непосредственно связанные с национальной культурой, прогрессивными традициями народов, особенностями современной жизни — основным источником тематики интерьеров общественного назначения. При этом в целях устранения тематического хаоса и нивелировки целесообразно учитывать специфику не только отдельных республик, но и их составных географических и этнографических зон, имеющих свои местные особенности. Так, на территории Литвы имеются пять основных зон: Аукштайтия, Жемайтия, Дайнава (Дзукия), Ужнямуне и приморская зона Неринга. В свою очередь они подразделяются на более мелкие части, административные единицы. Все эти зоны имеют характерные черты, являются источниками оригинальной тематики.
Специфика отдельных зон республик, а также городов и других населенных мест является основой определения тематики интерьеров общественного назначения, которую, следовательно, можно подбирать по регионально-зональному принципу. В связи с этим возникает необходимость глубоко и всесторонне уточнить весь комплекс материальных и культурных особенностей каждой зоны с целью поисков характерного материала для тематики интерьеров. Разумеется, такая работа не может быть выполнена в короткий срок, и поэтому тематика будет постепенно, по мере накопления материалов исследования, пополняться, расширяться, приобретать все новые интересные аспекты. Этот источник тематики практически неиссякаем, как сама жизнь.

Тематический профиль интерьеров общественного назначения может быть очень различным. Кроме назначения интерьеров к основным факторам, определяющим их тематику, относятся: местоположение (этнографическая и географическая зоны), исторические и культурные традиции, особенности быта и фольклор народа.

Как показывает практика, возможны и такие интерьеры, тематику которых строго обусловливает лишь один фактор — утилитарно-бытовая функция. Проблема тематики здесь почти отсутствует. Это в большей степени касается интерьеров торговых зданий, учреждений медицинского назначения и бытового обслуживания. Гораздо сложнее найти тематику для таких интерьеров, назначение которых многопрофильно (культурно-просветительные учреждения, предприятия общественного питания, транспортные здания и др.). В этом случае уже возникает творческая проблема выбора темы и поисков ее композиционно-художественного решения.

Тематику интерьеров общественного назначения можно свести к пяти основным группам: темы на основе фольклора и мифологии (фольклорные); темы, обусловленные конкретной местностью, историей, этнографией, бытом (этнографические); темы с литературными персонажами, именами литераторов, художников и т. д. (литературные); темы, связанные с характерными явлениями современности и именами современников (современные); темы, определяемые прямым утилитарно-бытовым назначением интерьера (функционально-бытовые).

В каждой зоне можно найти материал для тематики всех пяти групп. Строгое отделение одной темы от другой при проектировании интерьеров не всегда требуется, но в методологическом отношении позволяет уточнять задачи и дифференцировать композиционно-художественные решения.

В отдельных зонах, районах или городах могут быть особенно сильны основы для какой-либо одной определяемой тематики, и архитектор должен не только заметить, но и оценить их применительно к практике проектирования. Например, Аникшчяйский район Литвы с его древней историей и красивым пейзажем богат материалом о деятельности знаменитых местных писателей и поэтов, о героях их произведений. То же самое можно сказать и о таких местах республики, как Велюона, Салантай, Паланга, Меркине, Сведасай и др. В приморской зоне и в южной части Литвы — Дзукии или Дайнаве — много мифологических преданий, отзвуков героического древнего эпоса. Тракай, Акуштадварис, Укмерге, Купишкис славятся историческим и ярким этнографическим своеобразием. Н. Акмяне, Ионава, Электренай — населенные пункты новой индустриальной Литвы. Особенности этих районов — ценнейший материал для тематики проектируемых интерьеров общественных зданий. Однако как бы ни выделялась в зоне та или другая тематическая основа, нельзя допустить, чтобы она стала монопольной в проектах интерьеров. Такая крайность привела бы к нежелательному их однообразию. Нужно использовать и другие темы. Здесь возникает вопрос о пропорциональности, о количественных соотношениях интерьеров различных тематических групп в пределах определенной зоны. Однозначное решение этого вопроса невозможно, строгое количественное ограничение той или иной тематики нецелесообразно. Все зависит от конкретных местных условий. Однако специфическая для данного места тематика, вероятно, должна более заметно выделяться среди других тем интерьеров (например, в предприятиях общественного питания, культурно-просветительных учреждениях и др.).

Таким образом, доминирующая тематическая группа зоны, не исключая возможности использования и других тем, позволяет определить основное идейно-художественное содержание, эмоциональные и архитектурно-композиционные качества интерьеров общественных зданий.

При проектировании интерьеров общественных зданий для больших городов — административных, культурных и промышленных центров республиканского значения — требуется, естественно, более широкая тематика, отражающая специфику не только данного города, но и всей республики.

Чтобы повысить качество проектирования интерьеров общественных зданий, необходимо применять комплексное, принципиальное (не детальное) программирование тематики в республиканских масштабах по территориально-зональному принципу. Для исключения случайных дублирующих композиционных решений представляется целесообразным разрабатывать схемы сети интерьеров общественного назначения с определением их принципиальной архитектурно-художественной характеристики и принадлежности к тематической группе.