Общая характеристика искусства XVI века в Италии

Меняется положение художественных центров. Флоренция уходит на второй план. В 16 веке главным художественным центром в Италии будет Рим. В течение всего 15 века Рим не имел своей художественной школы. В 16 веке в Рим приезжают мастера, которые достигают своего художественного пика именно там. Венеция тоже становится крупным художественным центром и сохранит свою ведущую роль вплоть до 18 века.

В итальянской культуре возникают утопии, что характерно для кризисных ситуаций. Утопия Компанеллы «Город Солнца» — социальная утопия. Возникает идеал человека – придворный, универсальный человек, должен уметь все. Но при этом акценты смещаются. Это уже не свободный человек, а человек, который служит. Вершина итальянской поэзии 16 века – это придворная поэзия, вновь возникают рыцарские идеалы, преклонение перед культурой.

Гуманизм сохраняется, но теряет свой гражданский характер, теряет неоплатонический характер и вырождается в некую схоластическую систему. Возникают совершенно другие ориентиры. Неоплатонизм становится ведущей системой. Рафаэль, Микеланджело, Тициан – художественное воплощение неоплатонизма.

На смену схоластического знания приходит натурфилософия, это начало эмпирического знания, основу которого заложил Да Винчи. Меняются представления о человеке и мире, они начинают носить трагический характер. Джордано Бруно открыл бесконечность мира и множественность миров. Геоцентрическая концепция сменяется гелиоцентрической. Происходит множество географических открытий. Сейчас мир стал круглым и огромным. Поэзия Плеады во Франции, Шекспир и Сервантес – итог культуры Возрождения в литературе.

В 16 веке возникает антиклассическая традиция – появляется маньеризм. 16 век – это культура, которая знает книгу, книгопечатание, быстрый уровень распространения информации. Появляется «индекс запрещенных книг» (1559 год). Активная рефеодализация общества затронула и экономику, и способы мышления, осознания. Это вновь преклонение перед правителем, перед придворной культурой (которая во многом носит рыцарский характер).

Самое главное потрясение 16 века – Реформация. Тезисы Мартина Лютера перекроили умственную жизнь Европы. Нужно не забывать еще и про Контрреформацию – 1540 г. Тридентский собор утвердил новую католическую церковь. Его решения привели к тому, что меняется художественная культура, через 50 лет возникает барокко.

Высокое-Зрелое возрождение (1500 – 1520/40). 1520 – смерть Рафаэля, папы Льва 10. 20 – конец возрожд в уентр италии и риме, в венеции процесс продлиться до 40 года. Именно в этот период – Браманте, Леонардо, Рафаэль. Это искусство всегда монументальное, нет мелочности. Это искусство мощное, чинтетическое, всегда обладает героическим и классическим характером. Эстетика мыслит категориями порядка, меры и величия. Распространение этого искусства прежде всего связано с Римом.

Позднее возрождение 1520/1540 – 1560/1590 – к 1560 возрождение как художественное явление и эпоха себя исчерпала. Предпосылки для возникновения барокко уже будут заложены. Искусство позднего возрождения – драматическое. Напряженное, трагическое. В это время возникает не менее мощное искусство маньеризма, которое принципиально противостоит ренессансным идеалам.

Архитектура высокого возрождения связана с Римом. Этот период падает на деятельность двух пап, оба были сильными, интересными и при этом последовательными меценатами. Первый – Юлий 2 (Джулианно делла Роббио) – 1503-1513. Был племянником папы Сикста 4. Он был францисканским монахом, имел блестящее образование. Он берет имя Юлий (выбор имени всегда определял политику). Его предшественник Юлий 1 (337 – 382 гг.) – последовательно боролся со всеми ересями, при нем был первый конфликт между западной и восточной церквями, он пытался утвердить Никейский символ веры, он впервые заявил о религиозном и светском господстве римских пап. Папа Юлий 2 был блестящим государственным деятелем. Он специально прикидывался миротворцем, но после избрания начал череду непрерывных войн. Он оставил большую казну и расширил границы папского государства. Юлий 2 был одним из инициаторов введения культа тела Христова.

Заказы, сделанные Папой Юлием II:

  • перестройка собора Св. Петра,
  • фрески потолка Сикстинской капеллы,
  • фрески Стансов, и еще много мелких заказов.

В конце жизни папа созывает Латеранский собор, который должен был провести реформу церкви. Рафаэль написал его портрет.

Папа Лев 10 (Джованни деи Медичи) – 1513 – 1521 гг., он брат Лоренцо Великолепного. Он стал кардиналом в 13 лет. В 1512 году во Флоренции вновь восстановилась власть Медичи, он почти год управлял городом. Он умер очень молодым, ему не было и 30. Он организовал папские бани, собирало книги, медали.