Живописная расстановка сооружений в пространстве

Живописная расстановка сооружений в пространстве Созданный Пеппельманом праздничный архитектурный стиль был продолжен в Дрездене архитекторами следующего поколения. Так, архит. Кьяверри построил в 1737 — 1756 гг. по соседству с Цвингером и старым дворцом католическую придворную церковь, в результате чего на берегах Эльбы у главного моста, соединявшего левобережные и правобережные районы города, возник живописный ансамбль, который состоял из средневекового замка с островерхими венчаниями и башней высотой 101 м, обильно украшенной скульптурой новой придворной католической церкви и Цвингера.

Живописная расстановка этих сооружений в пространстве как нельзя более удачно связала их с историческим средневековым ядром города, где на площади Нового Рынка в 1726 — 1738 гг. была построена архит. Г. Бэром крупная церковь — Фрауэнкирхе, завершившая своим пластическим контуром силуэт Дрездена XVIII в.

[ad#centre]

Таким образом, Дрезден превратился в удивительный сплав местных средневековых архитектурных традиций с их напряженным ритмом городских пространств и значительностью бюргерских построек, насыщенных скульптурными украшениями, повествующих о событиях городской жизни, и особой саксонской разновидности стиля барокко с ее четким, «легким» метрическим строем организации пространств, обилием заимствованных из античной мифологии, но по барочному интерпретированных декоративных элементов и праздничным характером.

После Семилетней войны 1756-1763 гг. началось быстрое возвышение Пруссии. Бывшее Бранденбургско-Прусское курфюршество к началу XIX в. превратилось в крупнейшее государство Германии. Прусский абсолютизм достиг своего апогея при Фридрихе II Гогенцоллерне (1740 — 1786), когда Пруссия превратилась в одну из наиболее милитаризированных стран Центральной Европы. Результатом агрессивной политики этого правителя явилось завоевание Силезии — источника и залога будущего промышленного развития Германии.

Взяв на себя в первые годы правления роль просвещенного абсолютного монарха, Фридрих II задумал большие градостроительные работы по перестройке Берлина и его пригородов, главным образом имея в виду западные привилегированные районы этого города.

Градостроительная история Берлина достаточно сложна. Еще в эпоху средневековья в области Бранденбург на реке Шпре, там, где она разделяется на два русла, образуя остров, возникли поселения Берлин и Кёльн. Они объединились в XIV в. но сохранили вплоть до XIX ст. своеобразие. На острове располагался политический и религиозный центр. Стоял дворец курфюрстов Бранденбургских и придворные церкви. На правом берегу Шпре находилась основная жилая часть города, средневековая по своей структуре. Здесь же концентрировалась    торговля.    Курфюрст Фридрих-Вильгельм II основал в конце XVII в. к западу от острова два небольших регулярных предместья Доротеенштадт и Фридрихе. Был построен мост через Шпре, соединивший их с основной частью города. От моста провели длинную аллею из четырех рядов лип, которая впоследствии стала одной из главных композиционных осей разросшегося Берлина — знаменитой Унтерден-Линден («Под липами»). Возможно, что замысел этого проспекта, обсаженного деревьями, был связан с прообразом Елисейских полей в Париже или дороги, соединявшей французскую столицу с Версалем. Во всяком случае возникла идея развития поселения на запад, вдоль того пути, что вел к королевским охотничьим угодьям (Тиргартен) и к загородным резиденциям.

В XVIII ст. прусские короли обращали особое внимание на увеличение, укрепление и украшение Берлина. Центральная часть города была заключена в кольцо бастионов и окружена широкими рвами. Еще два предместья — Шпандау на севере и Кенигсштадт на востоке — были присоединены к Берлину. Они обладали радиально-кольцевой структурой. Улицы в них шли нерегулярно, но большинство начиналось у границы города и продолжалось вплоть до линии укреплений, защищавших центр. На юго-западе в первой половине XVIII в. был построен крупный новый район Фридрихштадт. Он развивался от Унтер-ден-Линден системой параллельных улиц. Наиболее протяженная из них Фридрихштрассе (2 км), проходившая через всю западную часть города, выводила на круглую площадь. Сюда же сходились еще две улицы, ограничивавшие весь район. Формировалось трехлучие: Фридрих-штрассе служила одной из главных осей этого нового района; другая ось, перпендикулярная ей, Лейпцигерштрассе, завершалась восьмиугольной площадью. Обе площади располагались у въездов в Берлин и первоначально предназначались для рынков. Все эти части города были объединены в середине XVIII в. Весь Берлин обнесли невысоким валом и рвом, служившими не оборонительным целям, но представлявшими собой таможенную границу. Она охватила и часть незастроенных территорий, предназначавшихся для дальнейшего развития города. Так возникла структура Берлина с укрепленной частью в центре, радиально-кольцевой планировкой на правом берегу Шпре и регулярной прямоугольной сеткой улиц и трехлучием в западной части города, на левом берегу реки.

Застройка Берлина в течение X VIIIb. формировалась как в результате частной инициативы горожан, так и под влиянием государственных мероприятий. Прусское правительство стремилось как можно быстрее превратить Берлин в крупный и благоустроенный город. Те, кто хотел возводить дома, получали от государства участок, иногда денежную дотацию или строительные материалы. В 1721 г. была образована комиссия, следившая за возведением всех зданий в городе. Она ввела регламентирующие правила, действовавшие на протяжении всего XVIII в. Они касались ширины и высоты фасадов, числа окон, этажей и стоимости постройки (поскольку частично за нее платило государство).