Труды Дезами и Кабе

Труды Дезами и Кабе Конечно, идея создания поселения нового типа, в которой объединились бы все преимущества городской и сельской жизни, не могла найти отклика в буржуазной Франции. Можно назвать лишь некоторые слабые попытки, далекие от полной реализации программы Фурье и сводившиеся главным образом к улучшению жилищных и бытовых условий промышленных рабочих и служащих. Так, например, в 1826 г. ассоциация промышленников г. Мюлуз, знаменитая своим текстильным производством, построила у южных границ города небольшое поселение городского типа, состоявшее из полукруглой площади, шести радиальных улиц, сада перед общественным зданием и жилых домов, сдававшихся рабочим внаем.

Спустя несколько лет архит. Брюне-Дебен выступил с проектом нового района Гавра, рассчитанного на 15 тыс. портовых рабочих. В проекте предусматривалось  полное  благоустройство жилых кварталов, в которых создавались школы, училища, общественные столовые и т. д. Аналогичный район проектировался и для рабочих-ткачей Лиона. Однако все эти попытки не привели к серьезным результатам и были очень далеки от реализации. Идеи Сен-Симона и Фурье, смотревших в далекое будущее, как подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, «… гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно…».

[ad#centre]

В 1840-е годы во Франции вновь обратились к футурологическим исканиям, наиболее ярко сказавшимся в трудах двух коммунистов-утопистов — Дезами и Кабе.

Представитель революционного крыла французского утопического коммунизма, наиболее последовательный продолжатель Фурье Т. Дезами (1803-1850), как и его учитель, отстаивал идею создания коммун в сельской местности, сочетавших в себе преимущества городской и сельской жизни. В 1842 г. он выпустил книгу «Кодекс общности», в которой изложил свои основные позиции и взгляды. Считая, что крупные города являются социальным злом, Дезами предлагал заменить их коммунами. В центре поселения-коммуны должен был располагаться дворец, состоявший из внутреннего, квадратного в плане корпуса, предназначенного для размещения зала собраний, театра, библиотеки и канцелярии, и внешних протяженных зданий, также образующих в плане квадрат 700 X 700 м. В этих зданиях должны были находиться жилые квартиры, школы и магазины. Внутренний и внешний корпуса соединялись четырьмя галереями, рассекавшими пространство центра на четыре внутриквартальных двора, засаженных деревьями. Восемь крупных. П-образных в плане производственных зданий располагались на расстоянии 300 м от главного городского каре. Они служили вместилищем для промышленных мастерских, оранжерей и различных учреждений бытового обслуживания города. Дезами уделял большое внимание окружающему ландшафту, с которым его поселение должно было находиться в полной гармонии. Проект Дезами изобиловал многочисленными подробностями, касавшимися водоснабжения и эвакуации нечистот, создания жилищ различного типа и удобного их размещения и т. д. Дезами писал: «Превратите в красивые и удобные поселения эти грязные деревни, эти гнилые перенаселенные города, где разлагаются тело, ум и сердце! Если эта задача выше ваших сил, оставьте коммунизму осуществить ее. Он сумеет полностью оправдать все надежды и даже превзойти их».

В противоположность Дезами Э. Кабе (1788 — 1856) был сторонником больших городов. Он пришел к коммунистическим идеям лишь в 30-е годы XIX в., после поездки в Англию и знакомства с Р. Оуэном. В 1840 г. Каабе опубликовал фантастический роман «Путешествие в Икарию», где и изложил свою коммунистическую доктрину. Кабе изобрел утопическое государство Икарию с населением 50 млн. жителей, разделявшееся на сто почти равных по территории провинций, каждая из которых, в свою очередь, состояла из 10 коммун. В пределах каждой провинции решались проблемы дорожного строительства и расселения по городам. Особое место в утопии Кабе занимает столица Икарии — город Икара, состоявший из 60 районов, заселенных представителями различных пародов. Поэтому каждый район своей архитектурой должен был напоминать один из крупнейших городов мира: Пекин, Константинополь, Рим, Иерусалим и др. Центр города, подобно Парижу, располагался на острове; округлая в плане городская территория пересекалась прямолинейными магистралями-бульварами, а многочисленные площади группировались в две концентрические цепи вокруг главного центра города. Роль главных композиционных осей города Икара играли река и поперечная широкая магистраль. Промышленные предприятия, больницы и кладбища располагались за пределами города. Роман Кабе пестрил многочисленными подробностями, касавшимися жизни в этом фантастическом городе, но сам проект грешил схематизмом и поверхностным пониманием специфических градостроительных проблем. Несмотря на это, роман Кабе и его утопия пользовались во Франции 1840-х годов огромной популярностью.

К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали утопию Кабе за ее мелкобуржуазные черты и попытку «мирного» объединения пролетарских и буржуазных слоев населения.

Кабе пытался реализовать свои идеи в Америке, с этой целью он направился туда в 1849 г. вместе со своими единомышленниками и учениками. Несколько икарийских колоний было построено тогда в штатах Техас и Иллинойс.   Позднее   икарийские   колонии строились последователями Кабе и в других штатах, причем первоначальные идеи коммунистических общин были искажены в них до неузнаваемости. Критикуя теоретическую и практическую деятельность учеников крупнейших социалистов-утопистов первой половины Х1Хв., Маркс и Энгельс писали: «… если основатели этих систем и были во многих отношениях революционеры, то их ученики всегда образуют реакционные секты».