Строительство в 1725-1730 гг. загородной усадьбы в Чизвике

Городская усадьба Барлингтона располагалась на улице Пикадилли, на территории, сравнительно слабо застроенной в этот период и превратившейся через несколько десятилетий в фешенебельный аристократически-буржуазный район Вест-Энд. Усадьбу, занимавшую обширный участок, перестраивал архит. К. Кэмпбелл в 1716 г. в соответствии с замыслом Барлингтона, заключавшемся в уподоблении ее городской усадьбе графа Барбарано в Виченце, построенной в свое время Палладио.

 [ad#centre]Ориентируясь на Виченцу, Барлингтон тем самым как бы предлагал творчески переосмыслить градостроительный метод Палладио, примененный им в этом городе, который заключался в сохранении живописного начертания средневековых улиц с выделением и регулированием главной из них, в умелом композиционном размещении жилых и общественных зданий ордерной архитектуры в средневековой городской среде, в организации по мере необходимости регулярно спланированных пространств, как бы разбросанных по территории средневекового города. Эти теоретические принципы Палладио, содержащиеся в его трактате и полученные в результате его опыта работы в Виченце и Венеции, обрели новое звучание при использовании их в условиях исторически сложившегося Лондона. Отныне сочетание новой и старой застройки, включение в средневековую планировочную структуру города элементов регулярности становится ведущим принципом градостроительной культуры Англии XVIII — первой половины XIX в., причем регулярное и нерегулярное начало в городской планировке не входили в композиционный конфликт.

Еще большее внимание было уделено Барлингтоном строительству в 1725-1730 гг. загородной усадьбы в Чизвике, в нескольких километрах от центра Лондона, выше по течению Темзы.

В качестве палладианского образца Барлингтон и архит. В. Кент избрали виллу Ротонда. Они обратились к ее планировочной схеме, создав в объемах своеобразное   решение,    в   котором чувствуется уже не гармоническая слитность Возрождения, но рассудочная четкость классицизма, появляющаяся в строгом разделении архитектурного целого на отдельные элементы. Создатели дворца в Чизвике стремились не слепо подражать великому итальянскому мастеру, но выявить и использовать принципы его творчества. В парке Чизвика соединились регулярные и живописные части. Лучевые планировочные структуры соседствовали с извилистыми линиями дорожек и изрезанными берегами водоемов. Усадьба была разделена на две неравные части узким и весьма протяженным озером, имевшим берега живописных очертаний. В меньшей части, ограниченной каменной оградой, располагались старый замок и построенная Барлингтоном невдалеке от него вилла.

Опыт архитекторов-палладианцев по строительству городских и  загородных усадеб не прошел бесследно. Можно назвать многочисленные примеры усадебных ансамблей с главными зданиями, построенными в палладианском стиле, окруженными пейзажным парком. Достаточно вспомнить усадьбы Уонстед, построенную К. Кэмпбеллом, Прайор Парк, созданную Р. Алленом, Венворс, возведенную X. Флиткрофтом, Кедлстон Холл Д. Пейна и многие другие.

Для градостроительной культуры Англии был существенно важен выдвинутый палладианцами принцип создания нового соотношения между жилым домом и его окружением. Он развивался прежде всего в теории и практике пейзажного сада, родившихся в Англии в начале XVIII ст. Архитекторы и садовники стремились разрушить противостояние рукотворной регулярной архитектурной среды и естественной живописной природы.

Один из вдохновителей пейзажных садов писатель и эстетик Дж. Адисон писал: «… произведения природы тем приятнее, чем более они похожи на произведения искусства; произведения искусства достигают наибольшего совершенства благодаря своему Сходству с природой…». В подражании формам естественного пейзажа выражалось представление о цельности природы и стремление не нарушать, а поддерживать это единство, создавая рукотворную среду. Высказывались мысли о том, что человек должен основывать свою деятельность по изменению пейзажа на естественных законах «красоты и истины» с тем, чтобы не уничтожить «гений места». Это античное понятие тогда широко употреблялось в Англии. Стремились выявить «гений места», т. е. всячески подчеркнуть и усилить созданное природой своеобразие ландшафта.

Для архитекторов и парковых мастеров того времени границы художественно осмысленного пространства необыкновенно раздвигались. Стирались преграды между усадьбой и ее окружением. Были придуманы даже скрытые ограды, которые должны были содействовать этому. Ограды опускали в узкий ров, который издалека не был виден. Целый ряд новых пространственных элементов, хозяйственные здания, дороги и т. д. стал художественно осмысляться. Крупный теоретик пейзажного парка В. Шенстон писал: «… сад не ограничен тем местом, от которого получил название, но подчиняет себе сооружение и укрепление парка, ферм и проезжей дороги…».

В работе над созданием пейзажных парков была выработана целая совокупность методов живописной планировки, которая впоследствии была распространена на проектирование городов. Одним из художественных принципов был принцип «трех волнистых движений». Под первым движением подразумевался рисунок извивающихся дорожек, аллей, проездов; под вторым — сложная и как бы естественная водная система, составленная из разнообразных прудов, ручьев и протоков; третье было связано с вертикальной планировкой благоустраиваемых территорий. Считалось, что местность должна быть проникнута мягким волнообразным движением, легкими понижениями и повышениями рельефа. Эти принципы были восприняты в XVIII — начале XIX в. большинством архитекторов Европы и Северной Америки.

Не прошел бесследно и опыт строительства городской усадьбы Барлингтона на улице Пикадилли, поскольку вслед за ним вдоль северной стороны этого аристократического променада было построено несколько аналогичных усадебных ансамблей, не сохранившихся до нашего времени. Этот эксперимент был подхвачен и творчески развит архит. Дж. Вудом (старшим), тесно связанным с кругом лорда Барлингтона и построившим новый ансамбль в курортном городе Бате. В XVIII в. в Англии возникло несколько курортных местечек, где представители английской буржуазии и разбогатевшие буржуа проводили досуг. Это были Виндзор, Бат, Бакстон, Челтенхем, а также морские курорты Бармут, Блэкпул, Брайтон, Рамсхейт и др.