Стремительность и кратковременность наполеоновской экспансии

Стремительность и кратковременность наполеоновской экспансии Большие работы также были предприняты на западном побережье Апеннинского полуострова, между Генуей и Ливорно, где был построен новый портовый город Ла Специя. Порт располагался у подножья гористого побережья, на вершинах которого находились военные форты. Монументальные складские и портовые сооружения были построены по проекту архит. Вьотта.

Помимо строительства военных портов Комаккио и Ла Специя Наполеон укрепил также гавани в Анконе, Поле,   Венеции,   Триесте   и   Генуе.

Стремительность и кратковременность наполеоновской экспансии не позволила Франции развернуть строительную деятельность в остальных районах обширной империи. Основное внимание уделялось оборудованию резиденций как самого императора, так и его многочисленной родни, которой были розданы престолы завоеванных государств. В одной только Италии Наполеон имел резиденции в Турине, Пьемонте, Парме, Венеции и Флоренции.

[ad#centre]

Но главное внимание императора привлекал крупный торговый и культурный центр Ломбардии Милан, который временно стал столицей королевства Италии. В связи с этим Наполеон приказал придворному архитектору Антолини реконструировать территории, окружавшие старый замок Висконти и Сфорца. В результате этих работ на периферии исторического центра Милана возник грандиозный ансамбль, состоявший из полукруглой площади, самого замка и спланированного позади него огромного форума для военных парадов (800X800 м) с триумфальной аркой и прилегающим с севера амфитеатром.

Еще более обширными были замыслы по перестройке Рима. В 1811 г. вышел декрет императора о кредите в размере 1 млн. франков в год, который открывало французское правительство «для украшения и благоустройства вечного города». Предполагалось очистить русло Тибра, построить мосты, разобрать от поздних наслоений форум Траяна и окружение Пантеона и пр.

Но главный градостроительный замысел по реконструкции центра Рима, к счастью, остался невыполненным. Речь идет о наполеоновском дворце. Архит. Перозини спроектировал грандиозную архитектурно-планировочную композицию, начинавшуюся на севере у площади Колонны и оканчивавшуюся на юге у Колизея. Новый дворец должен был быть построен на Капитолийском холме на месте древнего Табулария и площади Капитолия, причем средневековая церковь Санта Мария дАрчели должна была стать домовой капеллой императора, а Венецианский дворец (памятник эпохи Возрождения) — вместить дворцовые службы. Что же касается древнего Римского форума, то он должен был превратиться всего лишь в парадный двор. За недостатком средств проект Перозини был отставлен, и городская резиденция Наполеона расположилась в приспособленном для этих целей Квиринальском папском дворце, тогда как загородная резиденция — в вилле Боргезе на Монте Пинче. Это, в свою очередь, послужило причиной реконструкции северного въезда в город — площади дель Пополо, которая превратилась в обширное овальное пространство, окруженное балюстрадами.

Оценивая в целом градостроительство Франции начала XIX в., следует отметить два ясно обозначившихся направления: «утилитарное», нацеленное на реконструкцию и строительство городов и их благоустройство, и «репрезентативное», призванное возвеличивать культ императора. Первое направление было прогрессивным в своем существе, но весьма ограниченным по масштабам. Второе — проявлялось в узкой сфере дворцового и мемориального строительства. Следует, однако, отметить высокий художественный уровень парадных мемориальных ансамблей, строители которых создали целое направление, получившее название «стиль ампир». Для ансамблей, выстроенных в этом стиле, свойственны были грандиозность, граничащая с гигантоманией, крупные планировочные масштабы строго симметричных осевых композиций и подражание римским образцам эпохи Империи. Следует отметить, что в этот период проектные композиции приобрели самостоятельную художественную ценность независимо от того, оставались ли они на бумаге или были воплощены в жизнь. Критикуя эту особенность градостроительного проектирования, крупный теоретик архитектуры первой половины XIX в. А. X. Катремер де Кенси (1755-1849) писал: «Искусство композиции не должно заключаться только в изображении на бумаге симметричных или живописных замыслов… Проектные композиции должны быть легко приложимы к полезному их использованию и объединять экономию полезного и приятного с прочностью и соответствием… и,- добавлял,- …Просто состязания в композициях бесполезны».

И тем не менее бумажное проектирование процветало. Особую область составили проекты реконструкции памятников и ансамблей античных Греции и Рима, выполнявшиеся как зрелыми мастерами, так и учениками Французской академии в Риме. Изданные в виде увражей, эти проекты питали воображение архитекторов, строивших такие прозаические городские сооружения, как казармы, жандармерии, префектуры, госпитали и тюрьмы в классическом стиле.