Реконструкция Марсова поля

Реконструкция Марсова поляВ 1808 г. планировочные работы развернулись и на левом берегу Сены. От Обсерватории на север в направлении Люксембургского дворца была проложена новая широкая озелененная авеню, а Пантеон и церковь Валь де Грае были соединены с улицей Сен-Жак   вновь   прорезанными   улицами.

Следует отметить, что создатели новых магистралей придерживались классических традиций XVIII ст., а именно: логичности и функциональной оправданности новых коммуникаций, их стилистической однородности и ориентации на монументальные сооружения. Но самая грандиозная перепланировка левого берега Сены была намечена в районе Марсова поля. Этот замысел возник в 1811 г. и был связан с желанием Наполеона превратить Париж в столицу огромной империи? поглотившей, подобно древней Римской империи, почти всю Западную и Центральную Европу. По образцу Рима в Париже стали строить триумфальные арки, колонны, дворцы и храмы. Так возникла огромная арка на площади Звезды (архит. Шальгрен), изящная арка Карусель во дворе дворца Тюильри (архитекторы Персье и Фонтен), Бронзовая колонна на Вандомской площади (архитекторы Лепер и Гондуэн), храм Славы солдат Великой армии (архит. Виньон), храмоподобные здания Национального собрания   (архит.   Пуайе),   Биржи,   Коммерческого суда (архит. Броньяр и др). Многие из этих сооружений были лишь начаты при Наполеоне и завершены в 20-30-е годы XIX в.

[ad#centre]

Что же касается реконструкции Марсова поля, то император хотел создать здесь новый административный и учебный центр Парижа. По сторонам Марсова поля и вдоль Сены предполагалось разместить здания государственного архива, университет, школу Изящных искусств. По периметру Марсова поля должны были вырасти новые корпуса казарм и госпиталей, а пространство между ним и отелем Инвалидов отводилось для жилых кварталов с рыночной площадью в центре. На противоположном берегу реки, по оси Военной школы, Персье и Фонтен предполагали разместить новый императорский дворец, окруженный регулярным парком, аллеи которого соединялись с Булонским лесом, а одна из парадных аллей вела к площади Звезды. Этот грандиозный проект, исполненный с большим мастерством и требовавший больших капиталовложений, так и остался на бумаге.

Не был реализован и проект реконструкции Версаля, составленный архит. А. Ф. Пейром (младшим) в 1808 г. Известно, что официальными резиденциями Наполеона в бытность его императором были Тюильри, Сен-Клу и Фонтенбло, но мысль о реконструкции главной резиденции Бурбонов — Версаля — периодически возникала у императора. Ни один из проектов, составленных архитекторами Гондуэном, Персье, Фонтеном, Дюфуром, не был одобрен. Исключение составлял проект Пейра (младшего), который в силу своей грандиозности и величия привлек внимание императора. Кроме того, новые здания, задуманные Пейром, маскировали старые фасады дворца, не удовлетворявшие вкусам нового времени. Так, со стороны города проектировалась большая овальная площадь с колоннадой наподобие площади перед собором св. Петра в Риме. Бывший мраморный двор должна была скрыть сквозная колоннада. Со стороны парка дворцовый фасад также менялся за счет пристройки к центральному ризалиту двух симметрично расположенных дворов. Проект был отклонен императором только по причине дороговизны, что и спасло замечательный ансамбль XVII ст. Проект Пейра, хотя и отвечал духу времени, все же был эклектичным и, несмотря на крупные масштабы и строгую симметрию, лишен был былой композиционной логики, где главные и второстепенные элементы композиции соответствовали значимости отдельных дворцовых помещений.

Не следует думать, что градостроительная деятельность этого времени сосредоточивалась только в Париже и его пригородах. Другие города Франции также нуждались в реконструкции. В начале XIX в. во Франции насчитывалось 253 города с населением до 5  тыс.  жителей, 3  города с населением около 100 тыс. и один город с полумиллионным населением (Париж). В целом городское население составляло 22 %. Особенно быстро продолжали расти промышленные города. Центры текстильной промышленности на севере и металлургической на юге стихийно застраивались. Требовались незамедлительные меры по упорядочению их застройки. Казалось бы, перестройка государственного управления и централизация строительного дела, проведенная Наполеоном I, должна была способствовать градостроительным работам. И действительно, намерения такие имелись. Об этом свидетельствует сохранившийся в архивах схематический проект идеального города, созданный архит. Ювэ в начале XIX в. по заказу Наполеона Бонапарта.