Произведения другого венского архитектора Гильдебрандта

Произведения другого венского архитектора Гильдебрандта Произведения другого венского архитектора Гильдебрандта более последовательно развивали традиции римского барокко XVII в. Наиболее значительным ансамблем, построенным этим мастером в Вене, была загородная резиденция принца Евгения Савойского, известная под названием «Бельведер» (1716 — 1723). Эта усадьба располагалась на склоне холма и состояла из двух дворцов — Верхнего Бельведера и Нижнего.

Между ними находился террасообразно спускавшийся к городу регулярный сад, откуда открывалась прекрасная панорама на старую Вену, в которой островерхие готические постройки чередовались с куполами вновь возведенных зданий, легко вписавшихся в средневековую иерархию архитектурных вертикалей австрийской столицы. Органический синтез барочной и готической   архитектуры   сказался   в этот период с особенной силой. Многие средневековые жилые и церковные здания Вены оделись в этот период в «барочные одежды», сохранив свою внутреннюю тектоническую логику. Сохранилась и живописная планировка исторической части Вены.

[ad#centre]

Примеру Вены последовали и другие австрийские города — Зальцбург, Линц, Мельк и др., где также строились новые городские и загородные резиденции, монастыри и церкви, отличавшиеся значительностью масштабов и пластикой архитектурных форм, роднивших их с барочным Римом.

Однако на протяжении первой половины XVIII в. строились не только дворцовые, монастырские и мемориальные ансамбли, но и многочисленные оборонительные сооружения.

Так, например, в период войны за Австрийское наследство основным театром военных действий были Чехия, Моравия, Силезия, а также Бавария и Саксония, где города укреплялись особенно тщательно. В районе военных действий оказался и Дрезден, старые укрепления которого (XVI в.) были подновлены, а на правом берегу Эльбы были построены новые бастионы. Были укреплены и силезские города Глогау, Нейссе, Троппау, благодаря чему они не сразу сдали свои позиции прусским войскам. Объектом раздоров явилась также и Прага, оснащенная к этому времени бастионами. Одно полукольцо бастионов окружило левобережный район Градчан и Малой страны, а другое — Старе и Нове място, тогда как Вышеград был превращен в мощную цитадель. При этом пригороды Праги Смихов, Каролиненталь, Жижков и др превратились в форштадты.

Войны за Испанское, а затем Австрийское наследство, в которых участвовала Священная Римская империя, не изменили социально-экономической и политической сущности разрозненных немецких княжеств. Империя была эфемерным образованием, не представлявшим собой подлинного политического союза.  Германия  состояла из многочисленных разрозненных государств, графств, епископств, аббатств, герцогств, курфюршеств, баронств и т. д., из которых многие едва достигали площади 15 — 20 км2. Так, например, в одной только Вестфалии находились 52 государства. Известно также, что в совокупности в немецких княжествах проживало около 30 млн., но горожане составляли незначительный процент населения. В этот период насчитывалось 2300 городов и 3000 торговых местечек, тогда как сельских поселений было свыше 100 тыс. Крайне неравномерной была экономическая и политическая значимость входивших в границы немецких княжеств городов. Среди них были значительные торговые и промышленные центры, такие, как Берлин, Наумбург, Мюнхен, Дрезден, Магдебург, Кёльн, а были и поселения полу городе и полу сельского типа, население которых едва достигло 2 тыс. чел.

Основным источником доходов для мелких германских государств было участие в качестве наемников в европейских войнах. Внутренняя же их политика сводилась к сбору налогов для содержания армии и строительства дворцовых резиденций. В начале XVIII в. многие западные немецкие княжества тяготели скорее к великодержавной Франции, нежели к своим единокровным соседям. Ярким примером этого служат многочисленные резиденции различных мелких германских монархов: Карлсруэ около Дурлаха, Людвигсбург близ Штутгарта, а также города Кассель, Нейштрелиц, Людвигслуст, Мангейм.

Резиденция маркграфов Баденских Карлсруэ была спланирована в 1715 — 1719 гг. архит. Бетцендорфом при участии итальянских зодчих Багиетти и Ретти. Для строительства города была выбрана лесистая местность, прилегавшая к правому берегу Рейна. Близость французских владений и политические взаимосвязи с французским двором оказали сильное влияние на архитектурно-планировочное решение нового города, которое было своеобразным развитием композиции Версаля. 32 радиальные дороги сходились в одной точке, где была построена полигональная в плане башня дворца высотой 42 м. Из них девять лучей были улицами, формировавшими план города, а остальные представляли собой парковые аллеи и просеки. Главная улица города совпадала с композиционной осью дворца, построенного в 1750 — 1776 гг. Улица поперечного направления, игравшая роль транзитной дороги, проходила параллельно дворцу. На пересечении этих дорог находилась главная городская площадь — Рыночная, созданная по проекту Вейнбриннера. Ансамбль прямоугольной рыночной площади сложился в начале XIX в. В него входили симметрично   расположенные   городская Евангелическая церковь (1807 — 1816) и здание Ратуши (1821 — 1825). На площади, ближе к перекрестку главных улиц, располагался мавзолей в память основателей города, построенный сначала в виде церкви, а затем в виде пирамиды (1823). Дворцовая территория была окружена кольцевой дорогой радиусом 400 м. Несмотря на незначительность Карлсруэ в социальном и экономическом отношении, планировка этого города сыграла существенную роль в развитии композиционной идеи небольшого поселения «открытого типа», связанного с окружающей природой  посредством  радиальных  дорог.