Прогрессивный французский теоретик города — П. Патт

Прогрессивный французский теоретик города - П. Патт Одним из самых прогрессивных французских теоретиков города был П. Патт (1723-1814), оставивший большое литературное наследие и в том числе упомянутую выше книгу «Монументы, воздвигнутые во Франции во славу Людовика XV…» (1767), а также «Напоминания о наиболее важных предметах в архитектуре» (1769), трактаты об освещении городов, о театрах и многие другие.

В отличие от Ложье Патт уделял внимание не только художественным, но и функциональным проблемам градостроительства. Он писал, что в городах «вплоть до настоящего времени все посвящалось идее возвеличивания и  великолепия, тогда  как  не  предпринималось никаких усилий, чтобы сохранить жизнь, здоровье и благополучие горожанам и обеспечить их жилищам чистоту воздуха». Он считал, что главное в планировочном искусстве заключается не в прямизне улиц, а в том, чтобы они связывали отдельные районы города друг с другом, а также с торговыми и общественными центрами города. Другими словами, чтобы при прокладке новых улиц руководствовались в первую очередь необходимостью, а затем уже красотой.

[ad#centre]

Он писал, что в градостроительстве «…нет необходимости впадать в пылкость и энтузиазм, свойственные живописцу и поэту; наоборот, нужен рассудочный гений, способный комбинировать эффекты с причинами, их породившими… Декарт и Ньютон, если бы они занимались архитектурой, несомненно имели бы успех». В этом смысле рассуждения П. Патта вполне соответствовали теории полезного и прекрасного в искусстве Д. Дидро. В трудах Патта можно увидеть много конкретных предложений, касающихся благоустройства городов. В его трудах содержится также целый ряд ценных рассуждений по вопросам городских пространств и архитектурному решению жилых и общественных зданий. Сочетание философских обобщений с глубоким профессиональным анализом, свойственное П. Патту, позволяет считать его одним из ведущих урбанистов эпохи французского Просвещения. В городе видят обычно сооружения из камня, тогда как его нужно рассматривать как результат философских рассуждений,- писал Пьер Патт.

Любовь к рассуждениям и обширным трактатам была свойственна XVIII в., когда просветительские идеи пронизывали все стороны человеческой деятельности. Однако, несмотря на стремление к теоретическим обобщениям, авторы трактатов хотели помочь решению практических задач. Рассмотренные выше трактаты не были исключением из этого правила. Большая часть содержащихся в них градостроительных идей была использована при составлении важнейшего планировочного документа эпохи — плана Парижа, разработанного Комиссией художников.

Великая Французская буржуазная революция (1789-1794) открыла новые возможности во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны, в том числе и в области градостроительства. Она уничтожила сословное деление, заменила феодальную собственность капиталистической, провозгласила демократические свободы, освободила города и городские управления от феодально-монархического режима.

Оценивая историческое значение Великой Французской революции в целом, В. И. Ленин писал: «Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции».

Идеи и замыслы, которые вынашивались наиболее прогрессивно мыслившими философами, теоретиками и архитекторами-практиками предреволюционного периода, стали реальными в условиях нового буржуазного общества.

В революционные годы улицы и площади Парижа были не только ареной борьбы, но и теми обширными пространствами, на которых проводились народные празднества и манифестации. Устройство городских празднеств требовало специальных архитектурных сооружений: арен, трибун, триумфальных арок, алтарей и т. д. В связи с этим устраивались многочисленные конкурсы.

Кроме того, была продумана целая программа размещения портретной и аллегорической скульптуры на улицах, площадях и в парках революционного Парижа. Эта деятельность особенно усилилась в кульминационный период Французской революции — в период якобинской диктатуры   (1793-1794).

В 1793 г. вышел декрет о конкурсе на проектирование плана Парижа с учетом национализации имущества и территорий монастырей и эмигрантов, а в 1794 г. был создан план реконструкции Парижа, который подытожил все прогрессивные начинания по реконструкции города предшествующих эпох, а также отразил новые демократические требования своего времени. Этот план получил впоследствии название Плана Комиссии художников.

План Комиссии художников был итоговым документом. Он включал в себя многие проектные предложения предшествующего периода. Так, например, архитекторы Комиссии использовали детальный проект реконструкции прибрежных территорий Парижа, разработанный городским архитектором П. Моро-Депру с 1769 г. В качестве топографической подосновы им послужил точный геодезический план, созданный под смотрением члена Комиссии путей сообщения Парижа инж. Вернике.