Подражание стилю венских сооружений

Подражание стилю венских сооружений В начале XVIII в., сразу же после провозглашения Пруссии королевством, началось проектирование и создание в Берлине крупных архитектурных комплексов. А.Шлюттер реконструировал королевский дворец и предложил расчистить перед ним площадь наподобие королевских площадей французских городов. Он же построил в 1706 г. Арсенал в начале Унтер-ден-Линден. Этим закладывался важный элемент в развитии архитектурного ансамбля проспекта. В 1730-х годах архитекторы П.Герлах и Ф.Дитрихс создали здесь дворцы в стиле сдержанного барокко. В 1741 — 1743 гг. Г.В. фон Кноббельс-дорф возвел здание Оперы с монументальным шестиколонным портиком.

Вольтер писал, что в нем находилась «одна из лучших оперных зал в целой Европе». В 1780-е годы, несколько отступая от проспекта, была поставлена огромная ротонда собора св. Ядвиги, увенчанная гигантским куполом. (В строительстве этого здания принимали участие немецкие архитекторы Г.Бюринг и Г.Боуман и знаменитый французский зодчий Ж. Леке.) Рядом с собором была создана библиотека Г. Унтером в подражание стилю венских сооружений И.Фишера фон Эрлаха. В 1788- 1791 гг. К. Лангханс завершил ансамбль Унтер-ден-Линден возведением в конце бульвара триумфальных ворот в виде крупномасштабного дорического портика с широко расставленными колоннами и двумя более низкими кордегардиями по бокам.

[ad#centre]

Ворота создали мощный классицистический акцент в ансамбле района Унтер-ден-Линден. На протяжении конца XVIII — первой четверти XIX в. многие здания на проспекте были перестроены в классическом стиле. В то же время закладывались основы ансамбля площади Академии, располагавшейся в той же, западной части города. Она была оформлена по периметру единым по своему решению фронтом домов. На ней симметрично были поставлены две одинаковые башнеобразные церкви с высокими вытянутыми барабанами и куполами. В целом архитектурная среда Берлина XVIII ст. отличалась сочетанием сдержанности и скромности подавляющего числа жилых домов и монументальных акцентов дворцов, церквей, колоколен, театров, построенных в стиле барокко или классицизма.

К западу от Берлина в течение XVIII — первой половины XIX в. развивался Потсдам, характерный для Германии город-резиденция. Здесь находился крупнейший дворцовый комплекс Пруссии. По размерам парк в своем законченном виде значительно превышал территорию самого поселения. Город и дворцово-парковый ансамбль развивались в тесной связи, но в общей композиции, безусловно, дворцовая часть преобладала. Потсдам был регулярно спланирован. Все улицы его сделаны прямыми, придав правильность старинной структуре города. Самая широкая главная улица была застроена почти одинаковыми двухэтажными домами одной и той же ширины и с обязательными мезонинами наверху. Там располагалось помещение, отдававшееся для постоя гарнизонных солдат. В близкой манере была выполнена почти вся застройка города в XVIII ст. Выделялись лишь ратуша, две церкви, неоготические ворота.

Первоначально на холме к западу от Потсдама стоял небольшой дворец. В 1740-х годах он был перестроен архит. Кноббельсдорфом и получил название Сан-Суси. Подъезжающего встречала полукруглая колоннада, образовывавшая площадь перед низким и длинным одноэтажным зданием с ротондой в центре. От него вниз спускался шестью террасами регулярный парк. У подножия холма параллельно фасаду дворца проходила аллея, вдоль которой развивался ансамбль. Она образовывала ось, на которую были нанизаны регулярные боскеты парка. Позже, дальше на этой оси, опираясь на нее, как на основной ориентир, сформировали другую, пейзажную часть парка. В конце этой длинной аллеи в 1755 — 1768 гг. И.Бюлинг и Г.Мангер построили тяжелое по пропорциям здание Нового дворца, увенчанное пышным куполом. За ним на той же оси была устроена площадь. Ее фланкировали служебные корпуса, решенные не менее парадно, чем сам дворец, и полукруглая колоннада. В целом возникал разнообразный, очень крупный ансамбль, весь подчиненный движению вдоль главной оси.

В начале XIX ст. в архитектуре и градостроительстве Пруссии заметную роль стал играть выдающийся зодчий К.Ф.Шинкель. Он учился в Берлине, затем путешествовал по Италии и Франции. Там он познакомился с последними достижениями архитектуры и досконально изучил наследие Древнего Рима. Он был убежденным поклонником античности, и в то же время его привлекало средневековое немецкое искусство. Его творчество достигло высокого совершенства в классицистических работах, и, кроме того, он был в Германии проводником неоготики, следуя произведениям средневековых мастеров с большим умением и широким размахом. Его основные постройки были выполнены   в   1816 — 1830-х   годах.

Шинкель развил ряд ансамблей Берлина. Он построил Кордегардию с дорическим портиком на Унтер-ден-Линден, поддержав стилистически «греческую тему» Бранденбургских ворот Лангханса. В 1818 — 1821 гг. мастер завершил ансамбль площади Академии. Между симметрично расположенными церквами он поставил театр. Рядом с королевским дворцом Шинкель возвел так называемый Старый музей с великолепной колоннадой гигантского ордера. В ансамбль Сан-Суси он также внес элементы классического характера. Здесь Шинкель создал два комплекса, в которых он стремился реконструировать принцип античных вилл — Шарлоттенхоф и так называемые Римские термы.

Он сочетал живописность общей планировки, интимность создававшихся пространств и археологическую точность отдельных деталей, подражавших античности. Оба эти комплекса принадлежат к числу значительных творческих удач Шинкеля. Правда, мастер стремился выразить свое отношение к античности не только во вновь создававшихся своих произведениях, но и в предложениях по реставрации. Им был создан проект реконструкции Афинского акрополя, который он хотел весь застроить зданиями в неогреческом стиле. Это, безусловно, нанесло бы огромный вред подлинным античным памятникам.

Творчество Шинкеля не только венчает собой развитие классицизма в Германии. В целом ряде его проектов различных городских зданий — университетов, музеев, жилых домов, торговых комплексов — проявились черты рационализма, стремление ответить на изменяющиеся нужды растущих городов.

В 1833 г. в Пруссии был опубликован П. Кульнеем специальный трактат, где приводился проект под названием «Идеал городской планировки», предназначенной для «строительных чиновников, городской администрации и земледельцев, которые могут и хотят основать город». План предлагаемого поселения имел форму квадрата (со стороной 607 м), в центре предполагалась квадратная же площадь (со стороной 132 м) с церковью посредине. Далее город делился на четыре одинаковых квартала. Вокруг поселения должно было возникнуть кольцо фабрик. Все улицы должны были иметь одинаковую ширину (26,4 м), и их предполагалось обсаживать деревьями. Возникала сугубо механическая картина города, далекая от художественности.

В ней отразился кризис регулярного градостроительства Германии эпохи позднего классицизма. На смену ему должно было прийти новое понимание функционального построения городских пространств.