План Комиссии художников по благоустройства Парижа

План Комиссии художников по благоустройства ПарижаПлан Комиссии художников предполагал широкую программу благоустройства Парижа, которая была намечена в свое время П. Паттом и заключалась в очистке русла Сены и благоустройстве ее берегов, в приведении в порядок мостов, в выносе кладбищ за пределы города, в водоснабжении,  освещении и  замощении  улиц.

Огромной заслугой авторов революционного плана переустройства Парижа было включение в планировку восточных районов города — самых неблагоустроенных кварталов бедноты. Район Арсенала и прилегающих к нему территорий, как и противолежащий ему район на левом берегу Сены, были подвергнуты перепланированию.

Что же касается пробивки улиц, то многие из них, в особенности в центре города, были в свое время предложены Ложье, Паттом, Суффло, Моро-Депру и другими архитекторами. Так, например, Суффло в бытность его контролером королевских построек в Париже неоднократно высказывался о необходимости расчистки территории Лувра и Тюильри и о пробивке от Лувра на восток, до Тронной заставы прямолинейной магистрали, а также о прокладке улицы от церкви св. Женевьевы (Пантеон) к Люксембургскому парку.

[ad#centre]

Наиболее крупными работами, намечавшимися в плане Комиссии художников, были: создание западно-восточного диаметра города, расчистка от ветхой застройки острова Сите, планировочная организация южных районов Парижа за счет устройства большой круглой площади напротив Обсерватории с расходящимися от нее радиальными улицами, реконструкция площади Бастилии и прилегающих территорий и многое другое. План Комиссии художников не был реализован в XVIII в., однако он послужил программным документом реконструктивных работ в Париже в XIX в. и оказал большое влияние на западноевропейское градостроительство в целом.

Поистине футурологическими были идеи архит. Леду, создавшего проект идеального промышленного города. Леду воспользовался конкретным предложением Акцизного управления спроектировать небольшой солеваренный поселок Шо в юго-восточной Франции, в местечке Арк Сенан. Леду значительно превысил поставленные перед ним задачи и спроектировал целый город с окрестностями. Он придал ему округлую форму и расположил по диаметру мастерские канцелярии и дом директора, вокруг которых группировались жилые дома и подсобные мастерские. На территорию солеварен вели монументальные пропилеи с дорическим портиком. Леду предполагал разместить вокруг города большой рынок с перистилем и складами, крестообразную в плане купольную церковь, лечебные бани, дома для отдыха населения, кладбище-колумбарий и даже пушечно-литейный завод. Однако эти сооружения построены не были. Гравюры с  изображением  их были приложены к трактату Леду «Архитектура, рассмотренная в отношении Искусства, нравов и законодательства», изданному в год смерти автора — в 1804 г. В предисловии к своей книге Леду писал, что он задумал показать все типы зданий, которые диктуют социальные потребности, «… и что читатели увидят большие фабрики…, рождающие сгустки населения в виде городов, в окрестностях которых располагаются здания для отдыха и развлечений, утопающих в садах наподобие райских…».

Проекты Леду составили целый этап французского зодчества и оказали большое влияние на развитие промышленной и гражданской архитектуры последующего столетия.

Градостроительство послереволюционной Франции первоначально развивалось по инерции: Осуществлялись некоторые замыслы конца XVIII в. Особенно это касалось планировки и застройки Парижа, по-прежнему нуждавшегося в реконструкции. Стремясь к популярности и власти, Наполеон Бонапарт еще в бытность первым консулом республики (1799-1804) приступил   к   частичному   осуществлению обширной программы перестройки столицы, предложенной Комиссией художников.

Прежде всего начались работы по благоустройству и обводнению города. С этой целью построили канал, по которому воды реки Урк — притока Марны — стали поступать в специально построенный на северо-востоке Парижа бассейн Ла Виллет. Почти одновременно правительственным указом было предписано создание нескольких десятков городских фонтанов с постоянно текущей водой, равномерно распределенных по территории города. Приходские кладбища были закрыты, а захоронения перенесены на юг городской территории в так называемые Катакомбы. Берега Сены были укреплены и построены новые набережные и мосты (мост Искусств, мост Нотр-Дам и др.). В Париже стали проводить канализационные стоки, устраивать тротуары и пр.

Но особое внимание уделялось в этот период пробивке новых улиц, часть которых была намечена еще в плане Комиссии художников.

В 1802 г. начали прокладку улицы Риволи от площади Согласия до площади Пирамид. Почти одновременно пробивались поперечные улицы «для взаимосвязи улицы Риволи с улицей Сент-Оноре. Новые улицы носили названия, напоминавшие те исторические места, где Наполеон одержал победы во время Итальянского и Египетского походов (улицы Кастильоне, Мондови, Пирамид и т. д.). Планировкой и застройкой Парижа этого времени ведали Совет по гражданскому строительству и Комитет дворцовых построек, в которые входили такие видные архитекторы, как Пейр (старший), Шальгрен, Ронделе, Персье и Фонтен. Последний был автором единообразной застройки улиц Риволи и Кастильоне, состоявшей из пятиэтажных домов, имевших вдоль улиц сквозные аркады, за которыми находились в двух ярусах торговые помещения. Верхние этажи предназначались для жилых квартир. Эти дома внесли в центр города определенный ритм и порядок. Одновременно с застройкой улицы Риволи была проведена реконструкция внутренней территории между Лувром и Тюильри.

Так же рекомендуем к изучению публикацию реконструкция Вены.