Объемно-пространственная композиция Бата

Город Бат располагался на пологих склонах холмов, спускавшихся в долину реки Эйвен. Здесь еще с римских времен известны были целебные горячие и теплые источники. Средневековый город сформировался в излучине реки вокруг Аббатской церкви и ратуши, неоднократно впоследствии перестраивавшихся. Город имел округлые очертания. Четверо ворот, ориентированных по странам света, соответствовали основным радиальным дорогам, из которых главная вела к Лондону.

Постепенно город стал расти в- северном направлении вдоль реки. Архитекторы Дж. Вуд (старший), а затем и его сын Дж. Вуд (младший), работавшие над планировкой города с 1727 по 1775 г., трассировали новые улицы, минуя историческое ядро и дублируя с запада направление старой дороги Броад-стрит. Они создали монументальную композицию, состоявшую из трех площадей, соединенных прямолинейными улицами. Квадратная площадь Королевы (115Х110м) была застроена зданиями-блоками в 1730-е годы. Фасад одного из зданий был украшен пилястрами и портиками. Несмотря на то что площадь Королевы не была замкнутым пространством, иллюзия пространства римского форума все же возникала.

[ad#centre]

Вторым элементом объемно-пространственной композиции Бата была круглая площадь Циркус, предназначавшаяся Вудом для «показа спортивных достижений». Несмотря на относительно небольшие размеры, Циркус — выглядела своеобразным амфитеатром, чему способствовала также архитектура этой площади. Как и в римском Колизее, трехъярусные фасады зданий украшены тремя ордерами, возвышающимися один над другим, с той только разницей, что в римском оригинале ордерная система обращена была во внешний мир, а в Бате — ко внутреннему   пространству   площади.

Реминисценции Древнего Рима были не случайными в творчестве Вуда. Будучи по своему творческому кредо убежденным палладианцем, он, как и Палладио, использовал античные римские образцы. Кроме того, Дж. Вуд не мог не знать о том, что первые бани в Бате были построены римлянами.

От Циркуса отходили три улицы. Одна из них вела к зданию Ассамблеи, находившемуся в центре небольшого пространства к востоку от Циркуса. Улица Брок-стрит вела к серповидной в плане площади Королевского полумесяца (кресчента), обращенной с юга к парку, полого спускающемуся к городу. Протяженное здание, которое формирует это пространство, было построено в монументальных формах. Покоящаяся на цокольном этаже ионическая колоннада, увенчанная единым карнизом, создавала четкий, торжественный ритм. От колоннады открывалась прекрасная панорама окрестностей Бата. Следует отметить, что Дж. Вуд (старший) мастерски использовал рельеф местности и создал систему городских пространств, спокойно преодолевающих подъем на холм, на котором расположена площадь Королевского полумесяца.

Большой интерес представляет дальнейшее развитие Бата во второй половине XVIII ст., когда город стал расти в северном и восточном направлениях. В этот период от северной оконечности живописной средневековой улицы Брок-стрит ответвилось несколько радиальных, плавно изогнутых улиц-дорог, вдоль которых были построены протяженные монументальные, здания наподобие здания Королевского полумесяца, имевшие в плане змеевидные очертания. Это были: Кемден-кресчент, Белгрейв-кресчент, Ленсдаун-кресчент и др.

Следует отметить, что 3-образная змеевидная линия  считалась в этот период «линией красоты», о чем писал в своем знаменитом трактате «Анализ красоты» (1753) Уильям Хогарт (1697-1764). Теория Хогарта об эстетической предпочтительности волнообразных кривых над прямолинейными линиями нашла свое отражение в садово-парковом искусстве второй половины XVIII в., однако, как это видно на примере Бата, эта концепция использовалась и в градостроительстве, представляя собой как бы идеальный вариант живописной планировочной композиции.

В Бате, на противоположной городу низменной территории, тогда же была создана крупномасштабная регулярная парковая композиция. Она начиналась у старого городского моста, и продолжалась в виде прямолинейной дороги Палтней-стрит, подводившей к так называемым Садам Сиднея — огромной (210X400 м), шестигранной в плане открытой территории.

Пример перепланировки курортного города Бата был уникальным, и создание единичных ансамблей в других курортных центрах Англии (например, полукруглое здание-площадь в Баксто-не в графстве Дербишир, построенное в 1779-1789 гг., или кресченты в парке Брайтона) было слабым подражанием великому образцу. Исключение составляет лишь столица Шотландии — Эдинбург.

Один из живописнейших и красивейших городов Западной Европы, расположенный вблизи залива Северного моря Фертоф-Форт, называли в свое время «Северными Афинами». Действительно, природное его расположение своим холмистым рельефом и открытостью чем-то напоминает пейзаж древних Афин. Известный как городская община с XII в., город сильно вырос в XV-XVI вв., когда он стал столицей Шотландии. В это время он представлял собой вытянутое вдоль главной широкой дороги поселение. Некоторые узкие поперечные средневековые улицы сохранились вплоть до настоящего времени, сохранились и башнеобразные, сложенные из грубо-отесанного камня дома высотой до 12 этажей. Однако в основном облик города сильно трансформировался в XVIII — начале XIX в., когда он получил новую регулярную планировку. Эта планировка сохранила общую широтную направленность улиц Эдинбурга, придав им регулярность и классицистический пространственный ритм. Улицы сделались широкими, город отличался обилием зелени.