Новые дворцовые, церковные, театральные и музейные здания XVIII в.

Новые дворцовые, церковные, театральные и музейные здания XVIII в.Ансамбли резиденций стали центрами градостроительной композиции ряда других поселений Германии, В Людвигсбурге архит. Нетте построил в 1704 г. дворец с открытой эспланадой перед ним и регулярным парком. Он же создал проект города, где улицы параллельны и перпендикулярны главной оси замкового комплекса. Похожая композиция была разработана для Мангейма в 1720-х гг. Замок определял в данном случае развитие города. Другой прием использован в Нейштрелице, основанном в 1726 г. Здесь резиденция и поселение составили единое целое. Центром композиции стала квадратная площадь, от которой расходятся восемь лучевых улиц.

Одним из интереснейших примеров развития города в XVIII в. была столица княжества Гессен-Кассельского город Кассель, расположенный на сложном рельефе на левом берегу реки Фульды.

[ad#centre]

В начале XVIII в. Кассель состоял из нескольких последовательно возникших районов: главного средневекового города Альтштадта, известного с X в.. выросшего на противоположном берегу реки в XIII в. Нижнего Нейштадта; возникшего в XIV в. к северо-западу от Альтштадта регулярного бюргерского поселения Фрейхайта и спланированного в виде идеальной регулярной Rom-позиции Верхнего Нейштадта, расположенного к западу от исторического ядра.

В XVIII в. в городе появляются новые дворцовые, церковные, театральные и музейные здания, строятся обширные площади — огромная прямоугольная площадь Фридрихплац (151Х 324 м), а также круглая Королевская площадь (диаметр 185 м). Определяется и главная прямолинейная улица города — Обере Кенигштрассе, которая в виде аллеи соединила Кассель с загородной резиденцией местных ландграфов — парком Вильгельмсхеэ, спланированным итальянским архитектором Гверниеро в первой половине XVIII в. Огромный пейзажный парк, созданный на склонах лесного массива Габишвальда, включил в себя элементы регулярных композиций, из которых главная сложилась по оси, соединявшей летний дворец с самой высокой точкой рельефа (450 м над уровнем реки Фульды), на которой располагался восьмиугольный в плане павильон-резервуар, решенный в монументальных архитектурных формах и увеченный 10-метровой скульптурой Геркулеса. От резервуара вода посредством архитектурно оформленных каскадов спускалась вниз.

К тому же времени относится возникновение нового обширного регулярного сада в самом Касселе на берегу Фульды. Радиальная композиция этого сада начиналась у подножия прогулочной аллеи Бельвю в Верхнем Нейштадте, соединявшейся с парком системой лестниц и пандусов, и раскрывалась в сторону большого бассейна, в конце которого находился искусственный остров Семь Холмов. Этот парк получил название Карлсхеэ.

План Касселя XVIII в. показывает сочетание разновременных планировочных образований. Его создавали три поколения архитекторов — отец, сын и внук из семьи дю Рой. Из плана видно, что зодчие хотя и стремились достичь пространственного воссоединения разрозненных городских районов, однако это получалось у них не всегда и скорее напоминало коллаж из живописных и регулярных планировочных композиций, чем целостную объемно-пространственную структуру.

Картина развития парадных ансамблей феодальной Европы была бы неполной без рассказа о работах немецкого мастера Маттеуса Даниэля Пеппельмана (1662 — 1723) в столице Саксонии Дрездене.

На рубеже XVII и XVIII ст. Саксония была одним из наиболее развитых в экономическом отношении немецких государств. Текстильные и фарфоровые мануфактуры, горное дело, интенсивная торговая деятельность способствовали быстрому росту саксонских городов и прежде всего столичного города Дрездена, который в начале XVIII в. пополнился новым дворцовым ансамблем — Цвингером.

Расширение резиденции курфюрстов Саксонских было связано с повышением политической роли Саксонии на европейской арене. Курфюрст Саксонский Фридрих-Август I (с 1697 г. — король польский Август II) в 1711 г. стал викарием Священной Римской империи, а в 1719 г. породнился с императорским домом Габсбургов. Тщеславное желание Августа создать свой двор, не уступавший Версалю и Вене, и побудило его приступить к перестройке дворца и строительству Цвингера.

К этому времени к юго-востоку от Дрездена уже были разбиты огромные регулярные парковые территории. Большие парки Дрездена были спланированы поклонником Ленотра архит. Иоганном Фридрихом Кархером еще в конце XVII в. В центре парковой композиции тогда же архит. И.Г.Штарке был построен увеселительный летний дворец, однако Августу хотелось расширить и преобразовать не загородный, а городской дворцовый ансамбль, представлявший к началу XVIII в. сложный конгломерат средневековых зданий и внутренних   дворцовых   пространств.

Работы по реконструкции дворца были поручены Пеппельману. В поисках архитектурной идеи он отправился через Вену в Рим, где изучил руины античных ансамблей и новые барочные композиции. На основании изученного римского наследия Пеппельман сумел создать совершенно новую разновидность городского ансамбля, представлявшего собой парадную площадь-двор, контуры которого отдаленно напоминали очертания римских форумов. Так как средневековая компактная структура Дрездена не позволяла развить дворцовый комплекс внутри городской застройки, то были использованы территории, примыкавшие к старому дворцу с юго-западной стороны и выходившие непосредственно к Эльбе. Здесь в 1711 — 1722 гг. и был построен Пеппельманом дворцовый ансамбль Цвингер. Архитектор создал несколько проектных вариантов и среди них вариант с новым дворцовым зданием на месте старого замка. Однако этот проект не был осуществлен. Согласно последнему варианту, рядом с дворцом создавалось обширное пространство, окруженное одноэтажными галереями с плоскими кровлями, предназначенными для прогулок, соединенными шестью двухъярусными павильонами. Этот ансамбль получил название Цвингера. Один из павильонов играл роль главных входных ворот (Кронентор) и был увенчан красивым декоративным куполом. Два противолежащих павильона, расположенных в центрах полукружий, служили почетными ложами для гостей (северо-западный павильон) и для короля (юго-восточный) во время праздничных зрелищ, проходивших в Цвингере.