Идея создания города средних размеров

Идея создания города средних размеров В основу проекта была положена идея создания города средних размеров (от 100 до 150 тыс. жителей), состоявшего из равных по размерам «блоков» разного    экономического    профиля.

Каждый из таких «блоков» имел почти квадратную форму плана (1097X1066 м). Центр занимала общественная площадь. От площади расходились улицы шириной 19,5 м, вдоль которых размещались административные, торговые и жилые здания, а также мастерские, конюшни и сады. Высота этих зданий определялась в 13 м. В переулках (шириной 13 м) размещались производственные предприятия. Главные улицы, разделявшие «блоки», имели ширину 26 м и высоту застройки, равную 15 м. Перед домами шла полоса палисадников. Внутри каждого городского блока предусматривались сады и парки. Несмотря на жесткую регламентацию размеров кварталов, улиц и площадей, автор стремился внести в застройку города разнообразие за счет того, что каждую улицу должен был проектировать свой архитектор, в результате чего она приобретала индивидуальный характер.

Предполагалось, что города можно будет сочетать из различного числа «блоков» в зависимости от природной ситуации, численности населения и экономического профиля. Предусматривалось также, что такие города равномерно распространятся по территории Франции и в них сможет жить одна треть населения страны, «наслаждаясь счастьем жить в подлинном земном рае».

[ad#centre]

Несмотря на некоторую внешнюю планировочную механистичность, проект Ювэ содержал и новые взгляды на город, поскольку последний представлялся автору в виде суммы самостоятельно решенных функциональных единиц, разделенных сквозными магистралями и объединенных улицами местного значения.

Однако осуществление столь обширной программы переустройства городов по новому образцу было полной утопией. Имперское правительство преследовало более узкие цели, которые сводились к строительству новых стратегических пунктов и прежде всего вдоль морских побережий империи. Если бастионы Бреста, Рошфора, Тулона, построенные Вобаном, все еще удовлетворяли требованиям обороны, то главная портовая крепость Франции на берегу Ла-Манша Шербур нуждалась в коренной реконструкции. В связи с этим инж. Кашеном был составлен проект нового порта Наполеона, предназначенного для размещения севернее исторического центра Шербура, на месте старых укреплений. Согласно проекту, на территории протяженностью свыше 1300 м были построены   три   новых   бассейна   общей площадью около 28 га, готовые принять несколько десятков больших и малых военных судов, начиная с линейных кораблей, фрегатов, корветов и кончая лодками. В доках, расположенных радиально, могли ремонтироваться и строиться до 30 судов. На территории порта были предусмотрены все виды мастерских, связанных с судостроением и военным оснащением кораблей, а также многочисленные административные, учебные, казарменные и складские сооружения. Несмотря на то, что строительство порта Наполеона в Шербуре шло медленно, все же в период континентальной блокады он был крупнейшим морским оплотом Северной Франции.

Желая держать под контролем северо-западные районы Франции, население которых еще со времени революции было известно своими роялистскими настроениями, поддерживавшимися извне Англией, Наполеон решил построить там ряд новых городов полувоенного типа, а также судоходный канал, соединявший Нант с Брестом, для того, чтобы сократить каботажное плавание вдоль Атлантического побережья.

Небольшой городок Понтиви, выросший у подножья феодального замка, было решено превратить в город нового типа с тем, чтобы он стал главным административным центром Бретани. Так возник город Наполеонвиль, и строительству которого приступили в 1806 г. Широкие прямолинейные улицы пересекали его территорию. Вокруг главной прямоугольной площади возникли монументальные общественные здания в стиле ампир. В стороне от центра возвели казармы, военные склады, жилые кварталы для размещения гарнизонных войск. В 1815 г. после низложения Наполеона I город превратился в рядовой местный торговый центр и вновь стал называться Понтиви.

Второй стратегический пункт Ла-Рош-сюр-Ион был построен в Вандее. Планировка этого полувоенного-полугражданского поселения была проста. Две прямолинейные улицы-дороги пересекались под прямым углом, образуя центральную прямоугольную площадь (225X125 м), носившую имя императора. Остальные улицы были параллельны главным. По периметру городской территории проходила широкая лента бульвара, а на юге размещался большой общественный парк с ботаническим садом. У северных городских границ размещались сооружения военного назначения.

Строительство новых городов осуществлялось не только во Франции, но и в завоеванных странах, и прежде всего в Италии. Образованное в 1805 г. Итальянское королевство включало в себя Ломбардию, Романью, Модену, а с 1806 г. и Венецианскую область. Став королем этого государства, Наполеон решил построить на берегу Адриатики, южнее устья реки По, новый город, получивший название Комаккио. Проект был составлен архит. Л. Брюйером в 1805 г. Город Комаккио получил четкую прямоугольную планировку. Канал соединял море с внутренней искусственной гаванью-бассейном. Другие каналы соединяли Комаккио с Равенной и Феррарой. В центре располагались три площади: главная, ратушная и театральная. В юго-западном углу помещался крытый рынок, а в северо-западном — скотобойня. Вокруг гавани размещались биржа, таможня, арсеналы и склады. К плану города были приложены чертежи основных его сооружений.