Идеальная модель города эпохи классицизма

Идеальная модель города эпохи классицизма Идеальная модель города эпохи классицизма значительно отличалась от схемы идеальных городов ХVI — XVII ст. прежде всего большим разнообразием. Несмотря на регулярный характер города и его стилистическую целостность, в композиции не было уже столь жесткой симметрии и централизма, как в эпоху Возрождения. И хотя принципы соподчиненности главных и второстепенных элементов городской композиции присутствовали, эти понятия были менее догматичны и тяготели скорее к античным, нежели к ренессансным образцам.

Сложившаяся в середине XVIII в. теория архитектуры и градостроительства отражала просветительские идеи своего времени и свидетельствовала о том, что эстетические проблемы городского строительства были неотторжимы от утилитарных, функциональных и социальных задач.

В XIX в. творческий и экспериментаторский дух классицизма XVIII ст. уступил место в архитектуре более точному копированию греческих и римских образов, а в области городской планировки — более схематичной и геометризированной компоновке больших городских пространств.

[ad#centre]

Общие черты градостроительного искусства XVIII — первой половины XIX в. не исключали индивидуальных особенностей градостроительства каждой страны в отдельности и тем более не исчерпывали всего богатства идей и примеров конкретной градостроительной практики.

Так, например, ансамбли Вены и Дрездена начала XVIII в., несмотря на традиционный характер архитектуры этих городов, в целом представляли собой выдающиеся художественные явления, опередившие градостроительную практику других европейских стран. Располагало специфическими особенностями и градостроительное искусство Англии, где в отличие от стран европейского континента классицистическое направление неопалладианского образца гармонически уживалось с живописными средневековыми планировочными традициями исторически сложившихся городов.

Наиболее последовательно классицистическая доктрина развивалась во Франции — родине искусства классицизма. Постоянное стремление к художественному осмыслению города в целом, детальная проработка отдельных городских пространств (в особенности площадей), расширение понятия градостроительного искусства на сферу городского благоустройства — вот далеко не полный перечень наиболее характерных сторон французского градостроительства рассматриваемого периода.

Что же касается американского градостроительства XVIII — XIX вв., то уровень проблем, которые решались там, был трудно сопоставим с европейским.

Если европейские города являлись итогом длительного исторического развития и несли на себе следы феодального периода, то молодые американские поселения основывались преднамеренно как центры огромных территорий и на первых порах были удивительно однообразны как по своей планировке и застройке, так и по своему художественному образу. Индивидуализация объемно-пространственной структуры и художественного образа американских городов, как и формирование своей национальной архитектурной школы, наступила лишь к концу рассматриваемого периода.

На протяжении первой половины XIX в., по мере наращивания кризисной социальной ситуации в городах, возникли идеи, призывавшие к ломке старых социально-экономических устоев и поискам новых форм человеческого общежития. Мы имеем в виду идеи Оуэна, Сен-Симона, Фурье и их последователей. Появились и утопические проекты городов будущего. К этому движению примкнули и многие социальные реформаторы, также занимавшиеся градостроительными утопиями. Однако, несмотря на несколько неудачных экспериментов, проведенных главным образом на незастроенных землях Северной Америки, строительство утопических поселений не принесло желаемых результатов. Рост городов к середине XIX в. повсеместно наращивал свои темпы, а вместе с ним зрела необходимость их реконструкции.