Градостроительство Англии XVIII — первой половины XIX века

Градостроительство Англии XVIII — первой половины XIX векаПроцесс разложения феодальных порядков в зарождении капиталистических отношений протекал в Англии быстрее и интенсивнее, нежели в других странах Западной Европы. После так называемой Славной революции 1688-1689 гг., окончательно уничтожившей в Англии королевский абсолютизм, к власти пришла крупная землевладельческая аристократия, тесно связанная с интересами торгового и денежного капитала. Поддерживая аристократию на выборах и предоставляя ей право вести государственную политику, английские буржуа извлекли из этого немалую выгоду, поскольку обеспечивали себе стабильное покровительство со стороны государства.

Обезземеливание крестьянства, проводившееся в начале XVIII в. уже в соответствии с законодательными актами, привело к сильным миграционным процессам. В поисках работы бывшие крестьяне потянулись в те города, в которых начало развиваться мануфактурное производство. Это привело к перераспределению населения. Если раньше население Англии группировалось в городах относительно равномерно и исключение составлял лишь Лондон, то в XVIII в. на географической карте Англии ясно обозначились промышленные районы страны. Так, хлопчатобумажные мануфактуры возникли главным образом в Северо-Западной Англии, в графстве Ланкашир; шерстяные — в северо-восточных районах, в графстве Йоркшир; обработка железа — в центральных графствах и на северо-востоке; угольные бассейны породили промышленные центры также в северо-восточных и северо-западных районах. К этому следует добавить и общий рост населения страны в XVIII в. с 5,5 млн. до 8 млн. чел.

[ad#centre]

В начале XVIII в. преобладающей формой производства была «рассеянная мануфактура», но постепенно количество централизованных мануфактур с численностью рабочих 100 чел. и более стало увеличиваться. Прежде всего развитие коснулось текстильной промышленности. Города Ланкаширского графства во главе с Манчестером стали быстро расти. Из сельского поселения Манчестер превратился в XVI в. в город, а в XVIII в.- в центр прядильного и ткацкого производства. Если в 1720 г. в Манчестере насчитывалось 10 тыс. жителей, то в 1760 г.- 20 тыс., в 1801 г.-77 тыс., а в 1821 г.- 126 тыс., т. е. за столетний период город вырос в 12,6 раза. Это повлекло за собой и рост городской территории. Старый Манчестер, возникший на правом берегу реки Эруэлл, у пересечения ее с дорогой, идущей из Лондона, представлял собой небольшое поселение с традиционной соборной площадью и рынком. Развиваясь, город вобрал в себя окрестные мелкие поселения, а также расположенное за рекой местечко Сэлфорд. Не менее быстрыми темпами развивались и поселения Лидс и Галлифакс с их мануфактурами по обработке шерсти.

Участие во внутренних и европейских войнах, требовавшее большого количества оружия, спровоцировало развитие старого центра металлообрабатывающего ремесла — Бирмингема, население которого на протяжении XVIII ст. возросло почти в 5 раз (1700 г.- 15 тыс., 1801 г.-73,7 тыс. чел.). Старое ядро Бирмингема, состоявшее из соборной площади, трех рыночных площадей и ратуши, быстро окружили новые жилые и производственные постройки. К началу XIX в. живописная холмистая местность Бирмингема почти сплошь покрылась жилой и промышленной застройкой. То же следует сказать и о еще одном промышленном центре по обработке металла — Шеффилде, население которого с 14 тыс. в 1736 г. возросло до 45 тыс. чел. в 1801 г., т. е. увеличилось почти в 3 раза.

Развитие мануфактурной промышленности требовало ввоза сырья и вывоза готовой продукции, что в свою очередь сказывалось на росте многих портовых городов, специализировавшихся по различным родам грузов. Так, через Ливерпул ввозились главным образом хлеб и хлопок; вывоз угля и готовых металлических изделий, а также ввоз руды осуществлялся через порты Кардифф, Нью-порт, Суонси, Бристоль (на западном побережье) и через Сандерленд, Хартлпул, Мидлсбро (на восточном) и т. д.

В связи с развитием и расширением международной торговли, и, прежде всего, торговли с европейскими странами, получили развитие такие портовые города, как Лондон, Дувр, Фолкстон, Саутхемптон, Ньюхейвен, занимавшиеся переправкой товаров во французские гавани Кале, Булонь, Гавр и Дьепп. Из Гулля (Халла), Ньюкасла велась торговля с Антверпеном, Гамбургом и скандинавскими городами. Оживились также торговые операции с Ост-Индией, Индией, Китаем и испанскими колониями. Эта торговля осуществлялась главным образом через порты Лондона, Ливерпула и Саутхемптона (с Америкой). Естественно, что увеличение товарооборота сказалось на быстром росте портовых поселений. Так, например, Ливерпул в период строительства первых доков в 1709 г. имел лишь 5 тыс. жителей; в 1730 г. их было уже 12 тыс., а к 1801 г.-77,7 тыс., т. е. практически население Ливерпула за 100 лет увеличилось в 16 раз. Следует отметить, что портовые города Англии обычно не укреплялись. Исключение составляли лишь южные города, обращенные к берегам континента. Так, например, в Дувре было возведено два мощных укрепления-бастиона вокруг замка на холме и специально построенная цитадель. Хорошо укреплен был Портсмут как линейными укреплениями, так и отдельно стоящими фортами. Имел также укрепленную цитадель и Плимут.

Таким образом, к началу промышленного переворота в Англии (60-е годы XVIII в.) в городах произошли значительные перемены. Доля городского населения достигла 20 %. Города росли быстрыми темпами без каких-либо существенных градостроительных ограничений и регулирующих мероприятий. Как ни в одной другой стране, традиционная средневековая планировка продолжала свое развитие в совершенно новых социальных и экономических условиях, в новых территориальных масштабах и количественных параметрах. Результатом была аморфная структура английских городов этого времени. Прежние средневековые центры, группировавшиеся вокруг соборов, ратуш и рынков и казавшиеся некогда столь значительными, стали ничтожно малыми по сравнению с возросшими городами. К этому следует добавить крайне отрицательные условия жизни трудящегося населения, варварские методы использования территории   и   загрязнение   атмосферу.