Французское градостроительство XVIII — первой половины XIX века

Французское градостроительство XVIII - первой половины XIX векаАктивизация экономического развития Франции в XVIII в., сопровождавшаяся формированием капиталистического уклада, сказалась на росте промышленных городов страны. В этот период мануфактура превратилась в господствующую форму производства. Появились крупные металлургические предприятия в Ле Крезо, каменноугольные копи в Анзене, солеваренные заводы в Шо,- текстильные и другие мануфактуры в Бове, Абвиле и других городах. Развивалась внутренняя и внешняя торговля с Востоком и американскими колониями, что отразилось на быстром росте портовых городов. Так, например, за период с 1660 по 1790 г. Марсель вырос с 65 до 106 тыс. жителей, Бордо — с 43 до 109 тыс., а Нант — с 40 до 80 тыс.

В то же самое время по своему политическому укладу Франция не была подготовлена к столь быстрому развитию экономики по буржуазному пути, результатом чего и явился кризис феодально-абсолютистской системы, начавшийся в середине XVIII в. и разразившийся буржуазной революцией 1789 г. Сословное неравенство, запутанная и устаревшая форма администрации, цеховые и другие феодальные ограничения в городе и деревне тормозили развитие промышленности и сельского хозяйства и создавали трудности в реконструкции и благоустройстве городов.

[ad#centre]

В провинциальных городах хозяйничали представители королевской власти — интенданты, которые занимались контролированием городского бюджета, судопроизводством и ведали общественным порядком. В функции интендантов входили также составление планов городов, реконструкция и прокладка новых улиц, водоснабжение, починка общественных зданий, т. е. задачи, которые обычно решают местные городские советы, однако последние полностью подчинялись королевской власти.

Не следует думать, однако, что строительная деятельность была сведена к нулю. Напротив, в XVIII в. велись активные градостроительные работы, но, как правило, они носили либо сугубо стратегический, либо репрезентативный характер. Прокладка бульваров на месте старых укреплений, устройство парадных набережных, строительство королевских площадей и пробивка улиц, соединявших эти площади с историческими центрами,- вот наиболее распространенная разновидность архитектурно-планировочных работ того времени.

Достаточно вспомнить планировку новых территорий в Нанте, Марселе, Лилле, Тулоне, Бресте, Лионе и Гавре, создание королевских площадей в Бордо, Ренне, Нанси, а также реконструкцию центров Страсбурга и Меца, чтобы составить себе представление о градостроительных мероприятиях Франции XVIII в.

Строительство королевских площадей, посвященных тому или иному венценосному правителю, было традиционно для абсолютистской Франции. Эти площади отличались геометрической правильностью планов, изяществом и монументальностью архитектуры фасадов зданий и пропорциональной соразмерностью королевского монумента окружающей его застройке. Одним из крупных мастеров такого рода парадных ансамблей был придворный архитектор Жак Габриэль, построивший королевские площади в Бордо и Нанси.

Иногда строительство королевской площади сопровождалось полной реконструкцией центра города, как это имело место в столице герцогства Лотарингии — Нанси. Заказчик ансамбля С. Лещинский, архит. Э. Эре, скульптор Гибаль и мастер чугунных оград Ж. Ламур прекрасно справились со сложной задачей воссоединения двух городов, средневекового Нанси и пристроенного к нему регулярного города XVII в. Несмотря на различие планировочных структур этих городов и разъединенность их бывшим крепостным рвом, строителям удалось создать стройную объемно-пространственную композицию, состоявшую из трех городских пространств: королевской площади, возникшей у границ нового города со зданием ратуши, расположенной по ее оси, и памятником Людовику XV; овальной площади перед новым герцогским дворцом, построенным по соседству со старым, и площади Ла Карьер, которая в виде широкого бульвара соединяла основные пространства. Пересечение с крепостным рвом было преодолено посредством подсыпки земли и устройства короткого коридорного пространства, соединяющегося с площадью Ла Карьер красивой триумфальной аркой, украшенной аллегорическими барельефами Войны и Мира.

Несмотря на камерность всего ансамбля, его создатели пытались придать ему столичный масштаб. По своим габаритам Королевская площадь в Нанси оказалась соразмерной Вандомской площади в Париже, а ширина площади Ла Карьер — проспекту Елисейских полей. Однако, несмотря на несомненную связь с приемами градостроительного искусства XVII в., центру Нанси были присущи черты, свойственные классицизму XVIII ст. Прежде всего это сказалось в отсутствии замкнутости пространств и в их взаимосвязанности с окружающей городской и природной средой: ажурные ограды, замыкающие углы Королевской площади, позволяют видеть прямолинейные перспективы улиц нового города, а сквозные аркады дворцовой площади открывают живописные картины средневекового города. Кроме того, обилие зелени, декоративные фонтаны и большой парк, примыкавший ко дворцу, свидетельствуют о желании создателей ансамбля включить в него элементы природы, что также соответствовало эстетическим вкусам середины XVIII в.