Американское градостроительство XVIII-XIX вв.

Американское градостроительство XVIII-XIX вв.Основывать города оказалось выгодным делом. Одновременно осваивались обширные пространства. Капиталистическая деятельность охватывала огромные территории. «Городские спекуляции» поддерживались то «железнодорожным бумом», то «золотой лихорадкой». Безусловно, трудно было ждать при подобных условиях высоких проявлений градостроительной культуры. Поселения имели довольно убогий вид. К тому же застройка городов в западных штатах XIX в. была сугубо утилитарной, в основном самодеятельной.

Зато буржуазия восточного побережья в своих архитектурных вкусах стремилась к роскоши и разнообразию. Господство классицизма продолжалось лишь до 1830-х годов, позже появилось множество стилизаций. Подражали чуть ли не всем явлениям в истории архитектуры. Исследователи отмечают направления, которые копировали мотивы древнегреческого, готического, ренессансного зодчества, строительных манер времени английской королевы Анны или короля Георга, Луи-Филиппа и т. п., Второй империи (1852-1870) во Франции, а также и экзотические стили, черпавшие образы из художественного наследия Индии, Китая, Египта.

[ad#centre]

Здания, выполненные в духе всех этих течений, вставали одно рядом с другим на улицах американских городов. Возникло многостилье, столь характерное для американского города, к тому же поддерживавшееся своеобразием районов, где селились иммигранты разных национальностей: ирландцы и немцы, китайцы и испанцы. Дома, выдержанные в исторических стилях, неуклонно росли вверх. В ренессансные или готические одежды облекались многоэтажные жилые здания, административные   и   торговые   комплексы.

Американское градостроительство XVIII-XIX вв. никак нельзя отнести к числу выдающихся художественных достижений. Но все-таки это явление исключительное и существенное. В необыкновенно короткий срок, может быть самый короткий в истории урбанизма, возникла насыщенная система поселений, охватившая вместе с городами Канады и Мексики целый континент.

Мы рассмотрели развитие западно-европейского и американского градостроительства периода разложения феодальной социально-экономической формации и становления буржуазного строя.

За этот период города претерпели значительные изменения. Будучи в основном   по   своему   происхождению средневековыми, они вместили в себя новые производственные функции и соответствующие здания сначала в виде мануфактур, а к концу, периода в виде заводов и фабрик. Увеличилась территория городов, изменились состав и численность городского населения, на смену мелким производителям пришли наемные рабочие, капиталы сконцентрировались в руках крупных предпринимателей. Произошли перемены и в социальной топографии города, где постоянно нарастало противостояние привилегированных центров неблагоустроенным трудовым окраинам. Весь этот процесс был растянут по времени. Если Англия вступила на путь капиталистического развития в конце XVII- начале XVIII в., то немецкие княжества в начале XIX в. еще только подошли к нему. Что же касается Соединенных Штатов, то капиталистическое производство стало развиваться там только после освобождения от колониальной зависимости, но зато по темпам опередило Европу.

Аналогичные процессы протекали и в области градостроительного искусства указанных стран. Несмотря на многообразие и пестроту этого процесса, все же в нем можно уловить и некоторые общие черты.

Первая четверть XVIII в. прошла повсеместно под знаком крепостного и дворцового строительства, т.е. тех сфер градостроительной деятельности, которые наиболее ярко определяли феодальный характер большинства европейских государств. В этот период развивались традиции XVII ст., достигшие наивысшего расцвета в абсолютистской Франции и католическом Риме. Почти повсеместно стремились к созданию регулярных дворцовых композиций и пышных барочных ансамблей, поглощавших наряду со строительством бастионных укреплений все отведенные на строительство средства.

К середине XVIII в., по мере развития просветительской идеологии и возникновения новых, буржуазных в своем существе гражданских идеалов, вкусы изменились. Появился интерес к творчеству мастеров эпохи Возрождения (особенно Палладио) и античному наследию, доступному для обозрения в те времена главным образом в Риме и его окрестностях. Изучение античной культуры и привело во второй половине XVIII в. к развитию искусства классицизма, охватившего все страны европейского континента и экспортированного за океан в молодые американские города.

Для градостроительного искусства классицизма второй половины XVIII в. было свойственно создание локальных объемно-пространственных композиций в недрах исторических сложившихся городов. Городские площади и улицы стали ведущей архитектурной темой этого времени. Эстетические принципы, которыми руководствовались создатели городских ансамблей, заключались в сочетании единства и разнообразия. Единство достигалось средствами композиционной и стилистической целостности, симметрии и порядка в размещении отдельных элементов и в их подчиненности главному центру, а разнообразия добивались за счет индивидуального решения каждого из архитектурных ансамблей.

По мере развития процесса урбанизации, вызванного промышленным развитием передовых европейских стран, строительство отдельных городских ансамблей существующих городов стало уже недостаточным. Возникла необходимость полной реконструкции старых и создания новых городов различного функционального назначения: портовых, торговых, промышленных. Осмысление города нового типа составило целую эпоху в градостроительстве XVIII — XIX вв.