Застройка Китай-города

Китай-городГлавным зданием Китай-города по праву считалась находившаяся на Ильинке Биржа — место банковского ажиотажа и биржевых спекуляций, столь характерных для капиталистического общества. В 1875 г. здание Биржи было перестроено архит. А. С. Каминским, придавшим ему вид греческого храма, называвшегося иронически современниками «Храмом бога торговли — Меркурия».

Перед биржей была образована площадь, застроенная с двух сторон деловыми зданиями в псевдорусском стиле. Одно из них — здание Троицкого подворья, в котором находился знаменитый Новотроицкий трактир — место купеческого разгула и миллионных торговых сделок (архит. П. П. Скоморошенко, 1876),- выделялось среди окружающей застройки своим пятиэтажным фасадом и угловой башней.

Именно его имел в виду П. Д. Боборыкин в романе «Китай-город» (1883), когда писал: «На углу купол башни в новом заграничном стиле прихорашивал всю эту кучу тяжелых, приземистых каменных ящиков, уходил в небо, напоминая каждому, что старые времена прошли, пора пускать и приманку для глаз, давать архитекторам хорошие деньги, чтобы весело было господам-купцам платить за трактиры и лавки».

[ad#centre]

Рядом с Троицким подворьем вдоль Ильинки было выстроено здание Теплых рядов (архит. А. С. Никитин). С постройкой Верхних и Средних торговых рядов (архитекторы А. Н. Померанцев и Р. К. Клейн, 1893-1894) этот район Китай-города получил новый, более крупный объемно-пространственный масштаб. Его эклектическая застройка слилась в единое целое. Восточная часть Ильинской улицы стала застраиваться зданиями, принадлежавшими крупнейшим российским банкам, составлявшим в совокупности финансовую опору российского империализма. Таковы были здания Петербургского и Азово-Донского банков (ныне Министерство финансов СССР) и завершавшее Ильинскую улицу монументальное здание Северного страхового общества с угловой башней с часами, построенное в 1910- 1911 гг. архит. И. И. Рербергом и др.

Третья улица Китай-города — Варварка (ныне улица Разина) — получила в эпоху капитализма асимметричную застройку. Вдоль левой ее стороны возникли огромные здания торгово-промышленных компаний и фирм, а правая сохраняла свой исторический облик Зарядья.

Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции Зарядье рассматривалось как «задний двор богатого Китай-города, как мир мелких ремесленников и мелочной торговли, мир грязных харчевен, мрачных мастерских, извозчичьих квартир и съестных лавок». Среди ветхих двух- и трехэтажных зданий Зарядья возвышались лишь многочисленные памятники русской архитектуры прошлых эпох. Зарядье сохранило свой мелкий планировочный масштаб, находившийся в контрасте с остальной частью Китай-города.

В капиталистическую эпоху наибольшие изменения претерпели те улицы Москвы, которые служили непосредственным продолжением ее торгового и делового центра.

Главная магистраль столицы — Тверская улица (ныне улица Горького) опережала по своему благоустройству другие московские улицы. Она . первая получила электрическое освещение. Здесь строились лучшие дома, гостиницы, магазины; здесь же появился и первый «синематограф» и другие новые типы зданий. В начале

XX в. улица начиналась почти у Исторического музея. Вдольлевой стороны, на углу с Моховой улицей, в 1903 г. была построена гостиница «Националь» (архит. А. В. Иванов-Шиц). По соседству с ней находились гостиница и пассаж (ныне театр М. Н. Ермоловой).

В конце XIX — начале XX в. на Тверской был выстроен громадный по тем временам дом для булочной Филиппова, рядом с которым архит. Н. А. Эйхенвальдом было пристроено здание гостиницы «Люкс». Капитальная перестройка в стиле модерн постигла дом, построенный в конце XVIII в. архит. М. Ф. Казаковым для Козицкой: в нем в 1901 г. был открыт богатейший магазин, владельцем которого был купец Г. Г. Елисеев (архит. Г. В. Барановский). Новые здания, построенные по заказу крупнейших представителей московской торговой буржуазии, внесли диссонанс в объемно-пространственную структуру улицы, сложившуюся еще в эпоху классицизма. При небольшой ширине на отрезке от Моховой до Страстной площади   (18-19 м)  многие многоэтажные здания затесняли пространство улицы и угрожали в дальнейшем превратить ее в коридор.

На втором отрезке Тверской от Страстной (ныне Пушкинской) площади до Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского) рядом со зданием Английского клуба в 1916 г. архит. П. В. Заболотским был построен в стиле «неоампир» дом для кинотеатра «Аре» и меблированных комнат (ныне здесь Драматический театр им. К. С. Станиславского), а рядом в 1890 г. угловой кирпичный дом казарменного типа, построенный архит. М. А. Арсеньевым   для   фабриканта   Шаблыкина.

Выдающимся памятником архитектуры стиля модерн следует признать дом на правой стороне улицы, сооруженный в 1905 г. архит. А. Э. Эрихсоном для редакции крупнейшей дореволюционной газеты «Русское слово», владельцем которой был известный русский книгоиздатель И. Д. Сытин. На этой же стороне улицы располагался дом Пороховщикова, известного московского подрядчика, нажившего бешеные деньги на строительстве жилых домов в Москве (архит. А. Е. Вебер, 1873), претенциозная архитектура которого, несомненно, отвечала вкусам заказчика.